«Жила в подвале и во время войны дала больше 1000 концертов». Клавдия Шульженко – культурная эпоха Советского Союза

Когда вы слышите имя Клавдия Шульженко, какая первая ассоциация приходит вам на ум? Конечно же «Синий платочек»! Но Шульженко сама по себе – произведение искусства. Другой такой не было и нет.

P.S. Статья получилась объемной, но написать мало про этого человека просто невозможно. Надеюсь, что статья вам понравится, и вы поделитесь своим мнением в комментариях!

Девочка-звезда
Дочь харьковского бухгалтера, который и сам был неравнодушен искусству, родилась с удивительным, поставленным от природы голосом. Она не представляла свою жизнь без сцены и в 17 лет поступила в Харьковский драмтеатр.

В основном ей доставались небольшие роли с песенными номерами. Клавдия изумительно отыгрывала сюжет каждой песни, используя пластику, интонации, продумывала реквизит! Этому учил ее худрук театра Н.Н.Синельников – выдающийся театральный деятель того времени. Он повторял:

Песня –маленький спектакль с разными ролями, с разными настроениями, и ты должна отыгрывать их все в ходе исполнения. Каждая песня – это роль. А певец по своей сути – актер.
Эти слова запали Шульженко в душу. Каждое свое выступление – даже в самом обычном солдатском госпитале она превращала в настоящее произведение искусства.

Покорение Ленинграда и СССР
Вскоре певице стало тесно в Харькове. Она переехала в Ленинград, став артисткой Ленэстрады. Там она познакомилась с молодым конферансье Владимиром Коралли, который стал не только ее мужем, но и «менеджером». Он предложил креативный вариант «раскрутки» молодой исполнительницы. Биограф писал:

Коралли придумал оригинальный формат – каждый день петь несколько песен в кинотеатрах перед сеансами… Вскоре Шульженко обрела своих первых верных поклонников: доходило до того, что часть людей покупала билеты в кино только для того, чтобы послушать, как она поет. Даже не шли потом на картину. Послушали две-три песни и расходились. Так талантливо Шульженко влюбляла в себя зрителя.
Первое выступление в Ленинграде на большой сцене – шесть песен – произвело фурор.

За кулисам молодой статный человек, улыбаясь, ей сказал. Знаете, предупреждать надо. А то теперь не знаешь, как после вас выступать…
Этим молодым человеком оказался известный советский актер Николай Черкасов.
И таких восторженных отзывов от «коллег по цеху» было огромное количество. Но главным ценителем репертуара Шульженко был все-таки простой народ. Неслучайно, когда песня «Андрюша» стала популярной, в течение нескольких лет новорожденных мальчиков называли Андреями чуть ли не поголовно. И не было в СССР человека, который не знал бы, кто такая Клавдия Шульженко!

Тысячи военных концертов
Война застала Шульженко в Ереване на гастролях. Она писала:

Мы готовились к концерту и читали вчерашнюю заметку о нас в местной газете, даже не догадываясь, что это последняя мирная рецензия. Вдруг я услышала какие-то громкие неразборчивые звуки из репродуктора. А потом на сцену вбежал директор ереванского театра – он был известен тем, что по закону гостеприимства никогда не говорил и не делал ничего неприятного для гостей-гастролеров. Его губы дрожали, он негромко сказал: «Друзья мои, простите, у меня очень плохие известия. Война началась…»
В тот же вечер артисты ансамбля отправили телеграмму в Ленинград, в которой сообщили, что считают себя мобилизованными и готовы выполнить любые поручения военного командования. Всю войну Клавдия Ивановна пела на фронтах, в госпиталях, в цехах блокадного Ленинграда и даже на кузове грузовиков.

Всегда в красивом концертном платье и туфлях – так просили зрители, которые хотели хоть на минуту отвлечься от ужасов войны, и глядя на красивую поющую женщину, почувствовать радость жизни. Однажды, выступая на Кировском заводе она не услышала аплодисментов:

Я в слезах выбежала со сцены и спросила директора завода: «Неужели я так плохо пела?!» «Наоборот, ответил он, — люди просто берегут силы… Им очень понравилось, я знаю, все они отделили для вас по кусочку своей хлебной пайки… Каждый…
И, конечно, на каждом концерте звучал «Синий платочек» — обновленный вариант прелестного салонного вальса, на который лейтенант Максимов написал новые слова: «За них, родных, желанных любимых таких…». Биограф вспоминал:

Предвоенный хит «Синий платочек», написанный поляком Ежи Петербургским, исполняли Лидия Русланова и Изабелла Юрьева. Шульженко, однако, с песней из чужого репертуара выступать категорически отказывалась. Пока к ней не подошел лейтенант и, краснея, не предложил измененный текст песни. Ознакомившись с ним, Шульженко в тот же день вышла на сцену с новой/старой композицией. Природное чутье ее не подвело. Буквально через месяц вся передовая и тыл поют эту песню. А красноармейцы от мала до велика с кусками синего полотна, наколотыми на штыках и с криком «За синий платочек» устремляются в атаку.
Только в блокадном Ленинграде Клавдия Шульженко дала 500 концертов. И была награждена медалью «За оборону Ленинграда». Заслуженно. Почти год она прожила вместе с семьей в подвале Дома Офицеров на Литейном. Оттуда она выезжала на фронт.

«Звездные привычки»
Яркая, талантливая, независимая, знающая себе цену Клавдия Шульженко славилась на весь Союз своими великолепными нарядами и умением «жить красиво». Она любила окружать себя вещами «с историей». Говорили, что она держала в доме чайные ложечки, принадлежавшие раньше Кутузову, а ее мебель когда-то украшала покои императорской фрейлины.

Ее бурная личная жизнь горячо обсуждалась. Она рассталась с первым мужем и вышла за молодого кинооператора, который всю жизнь называл восьмилетний брак с ней «самым длинным в мире медовым месяцем». Рассказывали, что однажды она отказала в приватном выступлении самому Василию Сталину, сказав:

Такие вещи нужно планировать заранее. Сейчас у меня другие планы, и вообще я имею право на отдых.
Естественно, никаких последствий для нее отказ не имел, хотя все окружающие были страшно напуганы.

Как-то Шульженко сказала аккомпаниатору: «Я стала целой культурной эпохой». Тот возразил: «Такие вещи, мне кажется, должен решать народ». «Ну, — иронично хмыкнула она, — народ ведь может и забыть сказать об этом»

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Жила в подвале и во время войны дала больше 1000 концертов». Клавдия Шульженко – культурная эпоха Советского Союза