Зигзаги судьбы Александры Завьяловой

Жизнь Александры Завьяловой можно было бы считать удачной: ей удалось реализовать детскую мечту и стать известной актрисой. Но в то же время судьба приготовила ей множество драматических поворотов и трагическую развязку.

Звездная роль Александры Завьяловой стала ее триумфом и проклятием.

Быстрое признание
Девочка Саша появилась на свет в феврале 1936 года в небольшом селе Тамбовской области. Еще в школьные годы активно занималась в самодеятельности: пела, танцевала. К окончанию учебы в школе Завьялова твердо решила, что станет артисткой. Вопреки воле родителей, Александра уехала в Ленинград и с первой попытки поступила в Театральный институт имени А. Н. Островского (ныне Российский государственный институт сценических искусств). Окончив вуз, молодая актриса по распределению уехала в Брянск, где начала работу в драматическом театре.

Предложения сниматься в кино поступали Александре Завьяловой уже тогда. Она отклоняла их, считая себя исключительно театральной актрисой. Возможно, она не смогла бы обрести мировой славы, если бы не Александр Зархи. Режиссер сумел убедить упрямицу сыграть роль в его картине “Люди на мосту”.

За первой успешной ролью последовала вторая, в картине “Алешкина любовь”. За ней — третья… В Брест, к работе в театре Александра Семеновна уже не вернулась.

Природа наделила Завьялову редким артистическим даром, сочетающимся с уникальной красотой и потрясающим обаянием. Все это ей великолепно удалось реализовать на экране, заслужив любовь зрителей и признание профессионалов.

Личная жизнь Александры Завьяловой
Поначалу все складывалось столь же удачно, как и карьера. В 1963 году актриса вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина, с которым познакомилась еще в студенческие годы.

Вскоре в семье появилась дочь Татьяна.

С мужем Дмитрием Бучкиным, отцом дочери Татьяны, Александра быстро разошлась, но навсегда сохранила хорошие отношения.

Однако Александра Завьялова к тому времени уже обрела мировую известность: еще в 1961 году ее снимки попали в журнал Life среди звезд, снятых фотографом Филиппом Халсманом в серии “Прыжок”.

Жизнь актрисы уже была полна международных приемов, встреч с зарубежными гостями.

Опьянение от этого головокружительного успеха не позволило женщине сохранить семью: признавшись мужу в любви к иностранцу, в 1964-м она ушла.

Однако время было не то, чтобы позволить себе подобные связи. Американского бизнесмена, влюбившегося в русскую красавицу, выслали из страны. Актрису, поставив на вид за недостойное поведение, перестали утверждать на роли.

Развод, застой в творчестве, моральное давление коллег тяжелой депрессией отразились на психическом состоянии Завьяловой.

Прийти в себя на некоторое время помогло сотрудничество с режиссером Резо Эсадзе. В тот же кризисный для актрисы 1964-й он сумел добиться ее утверждения на роли в своей картине “Фро”, а спустя 3 года — в ленте “Четыре страницы одной молодой жизни”.

Однако отношения зашли в тупик: Завьялова не соглашалась двигаться дальше свиданий, Эсадзе ревновал и требовал подчинения. Постепенно мужчина сдался, они расстались.

О том, с кем еще встречалась Александра, кто стал отцом ее сына, родившегося в 1975-м, — уже никто не знал. Позднее в интервью дочь Татьяна рассказывала, что появление на свет Пети было результатом мимолетного увлечения, короткой связи без продолжения.

Любовь к позднему сыну была для Александры Завьяловой всепоглощающей.

Звезда Александры Завьяловой сошла с горизонта отечественного кинематографа, она выскользнула из внимания журналистов и поклонников.

Слава и забвение
Работа над лентой “Тени исчезают в полдень”, где Александра Завьялова получила роль Серафимы Клычковой (Пистимеи Морозовой), началась в 1969-м и продолжилась три года.

1971-й, когда картина вышла на экраны, стал для актрисы годом триумфа и вместе с тем — проклятия.

Образ бывшей богачки, ненавидевшей советскую власть, вышел настолько органичным, что зрители соединили личность актрисы с персонажем воедино, выплеснув на Александру Семеновну все эмоции от просмотра фильма. Редакции культурных отделов журналов, газет, телепрограмм залил поток писем разгневанных граждан.

Эту ненависть не решился перешагнуть ни один из режиссеров — Завьялову окончательно вычеркнули из списков востребованных актеров советского кино.

После она вновь появилась на экранах лишь раз — в 1992-м, в экранизации романа “Белые одежды”. Получила звание Заслуженной артистки России — и вновь оказалась в забвении.

«Мамина красота передалась внучке», — уверена Татьяна Бучкина, дочь Александры Завьяловой (на фото с дочерью Дашей)

Путь к финалу
Свою невостребованность Александра Завьялова переживала крайне тяжело. Рождение сына не принесло облегчения: безумная любовь к позднему ребенку (к моменту его появления Александре исполнилось 39 лет) вылилась в послеродовую депрессию.

Женщина замкнулась в себе, отказывалась от любых контактов, все свои интересы сконцентрировала на малыше, но от всех его прятала.

В итоге, нашлись доброжелатели, направившие Завьялову в психиатрическую клинику.

Этот новый удар еще больше подкосил ее: оказавшись на лечении, Александра потеряла обоих детей. Подросшую Таню забрал к себе отец, а Петя, которому не было еще и двух лет, оказался в доме малютки.

Через полтора месяца, когда Александра Семеновна вышла из клиники, ей стоило огромных усилий вернуть детей. (Бывший муж актрисы Дмитрий Бучкин усыновил Петю, дав ему свои фамилию и отчество. Но в воспитании ребенка никакого участия не принимал.) Она сумела добиться восстановления в материнских правах. Но справка из стационара о наличии психиатрического диагноза с переводом на инвалидность ставила крест на ее артистической карьере.

Жизнь никак не желала налаживаться, противясь всем усилиям. Даже присвоение звания Заслуженной артистки стало для Завьяловой ударом: никакого торжества по этому поводу не было, ее никто никуда не приглашал, о присуждении награды она узнала из газет…

«Она часами неподвижно лежала на диване, глядя в потолок, только слезы текли по щекам», — вспоминала дочь актрисы. Окружающий мир виделся ей исключительно враждебным. Он отверг ее, перечеркнул все мечты и планы. Стер достоинства.

В середине 90-х Александра Семеновна вновь попала на лечение в психиатрический стационар. В стенах клиники она провела два года, но выйти из мира, где жила прошлым, так и не смогла.

Последние годы Александра Завьялова общалась только со своими детьми — дочерью Таней и сыном Петей.

Она жила уединенно, избегая общения, деля квартиру с сыном. Татьяна, ставшая художницей, вышла замуж, родила детей и жила отдельно. Дима, еще в подростковом возрасте увлекшийся спиртным, талантов не проявлял, ни к чему особому не стремился — катился по наклонной.

3 февраля 2016 года, накануне 80-летнего юбилея Александры Завьяловой, Петр Бучкин позвонил сестре и признался, что убил маму. Он был настолько пьян, что ни сразу, ни на суде не смог объяснить, как и почему это произошло. По приговору суда Петр был осужден на 8 лет лишения свободы.

Так неожиданно трагично завершилась жизнь Александры Завьяловой, в очередной раз сделав резкий поворот. Дочь лесника из тамбовской глубинки, сумевшая превратиться в блистательную звезду экрана, ушла из жизни, всеми покинутая, от руки самого близкого и горячо любимого человека.

Срок содержания под стражей у Петра завершается в 2024 году. Сестра Татьяна продолжает поддерживать его, сохраняет для него мамину квартиру. Ей хватило мужества не отвернуться от брата.

Как сложится его жизнь без матери — покажет время. Мы же можем только вспомнить потрясающе красивую и талантливую актрису, замечательную в своей одаренности женщину — Александру Семеновну Завьялову, пожелав царствия небесного ее душе.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Зигзаги судьбы Александры Завьяловой