Эффектная, блистательная Зинаида Кириенко принадлежит к плеяде тех советских актеров, которые способны из каждой роли создать маленький шедевр. Тому свидетельство – экранные образы актрисы. Самые запоминающиеся, ставшие, воистину, народными: Наталья в герасимовском «Тихом Доне», Ирина в «Судьбе человека», Ефросинья Дерюгина в фильме «Любовь земная».
А начался жизненный путь народной артистки РСФСР в 1933 году в Махачкале. Интересная история вышла с инициалами актрисы. Немногие знают, что мать хотела назвать дочь Аидой: в честь героини любимого романа. А вот отец, отправившийся регистрировать малышку в ЗАГС, вписал совсем другое имя. Так, девочка стала Зинаидой. Маме пришлось смириться, но дома девочку все звали Аида. А вот отчество и фамилию Зинаиде дал её отчим, Михаил Кириенко. Дело в том, что отец, Георгий Широков, покинул семью, когда девочке было три года, а вскоре его репрессировали. Поэтому, когда мать Зинаиды вышла замуж во второй раз за Михаила Кириенко, она намеренно поменяла девочке не только фамилию, но и отчество, избавив ее от клейма дочери «врага народа». Так и появилась Зинаида Михайловна Кириенко.
Актрисой Зинаида решила стать не случайно.
Вызывала восхищение у нее младшая сестра матери, которая была цирковой акробаткой, да к тому же ещё пела, танцевала и чем-то походила на Любовь Орлову в фильме «Цирк».
Но путь к мечте был не прост. После окончания семилетки девушка поступила в железнодорожный техникум, потом был сельскохозяйственный техникум. Но при этом постоянно участвовала в самодеятельности и хотела выйти на профессиональную сцену. И вот наконец-то решилась поступить во ВГИК. И поступила. Правда, не с первого раза. Взяли ее и в начале, но без стипендии и общежития. Пришлось отказаться и поступать еще раз. Но зато сразу на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Сергей Аполлинарьевич навсегда был для Зинаиды Кириенко любимым учителем, непререкаемым авторитетом. Актриса называла его рыцарем в кино и на всю жизнь сохранила трепетное к нему отношение. «Потрясал его интеллект, эрудиция, образность, с которой он говорил», – так отзывалась она о нем. А в юности была попросту влюблена в своего учителя. И даже со слезами на глазах призналась ему однажды в чувствах. Сергей Аполлинарьевич был очень тронут признанием и искренностью Зинаиды, однако лишь поцеловал её в щёчку и доверительно побеседовал с ней.
Вместе с тем некоторые утверждали, что Зинаида Кириенко очень много значила для Герасимова как актриса.
По мнению великого режиссёра, Кириенко обладала уникальным даром: умением искренне вбирать сердцем страдание персонажа и показывать чужую боль, как свою. Говорили даже о том, что роль Натальи в «Тихом Доне» предназначалась изначально только ей. «Она очаровательно естественна, простодушна и сурова, как сама жизнь», – так говорил о своей ученице мастер Сергей Герасимов.
Самая первая роль Кириенко была именно в фильме Герасимова – короткометражке «Надежда». Там она сыграла юную Надю, которая уехала покорять целину.
В фильме своего учителя Зинаида Кириенко сыграла и главную роль всей своей кинобиографии – казачку Наталью Коршунову, жену Григория Мелехова. Герасимов оказался прав: образ Натальи был как будто создан для Кириенко. Пожалуй, никто, кроме нее, не смог бы показать эту всепоглощающую боль, отчаяние отвергнутой женщины, любовную тоску и опустошающую безнадежность…
Кириенко играла Наталью самозабвенно, полностью перевоплощаясь в нее. Например, помните знаменитую (и душераздирающую!) сцену, где сломленная душевной мукой Наталья проклинает неверного мужа пред разбушевавшимися земными стихиями и, может, даже пред ликом Божьим… Так вот на съемках актриса настолько прониклась настроением героини, что упав на мокрую землю, встать уже не могла: от переизбытка чувств отказали ноги. Сам Герасимов подошел к ней и сказал: «Это было гениально»… Кстати, одобрительно отозвался об экранном образе Натальи и Шолохов. Он называл Зинаиду Михайловну «истинной казачкой».
После премьеры «Тихого Дона» Зинаида Кириенко моментально стала одной из самых снимаемых актрис. Конец 50-х- начало 60-х – целый звездопад ролей.
Запомнилась зрителям ее крепостная актриса Анета из «Сороки-воровки» фильма 1958 года по одноименной повести А. Герцена. Сама Зинаида Кириенко рассказывала об этой роли как об одной из самых любимых в своей карьере и считала, что ей очень близок образ гордой героини, которая предпочла смерть притязаниям похотливого князя.
В 1959 году актриса появляется в получившем многие премии фильме «Судьба человека», еще одной экранизации Михаила Шолохова. В этой замечательной киноленте у нее совсем небольшая роль. Всего несколько минут на экране появляется жена главного героя, Ирина. Но даже за короткое время актриса сумела показать судьбу героини, ее характер скромной русской женщины, верной жены и преданной матери.
Снялась она и в двух фильмах режиссера Юлии Солнцевой, супруги гениального Александра Довженко: это были киноленты «Поэма о море» и «Повесть пламенных лет».
В 1960 году режиссер Василий Пронин пригласил Кириенко на главную роль казачки Марьяны в фильм «Казаки» по повести Л. Н. Толстого. Съемки картины велись в городе Грозном. Именно на съемках этого фильма Кириенко встретила любовь всей своей жизни – своего мужа.
Вообще, история замужества Зинаиды Кириенко и счастлива, и удивительна. На съёмках фильма «Казаки» будущий супруг актрисы, Валерий, играл небольшую роль. Молодой человек без памяти влюбился в Зинаиду и искал повод встретиться с ней.
Он был очень настойчив, и вскоре они подружились. Все бы ничего. Но актрису смущала значительная разница в возрасте. Валерию было 17 лет, а Зинаиде 27. По совету своей мамы актриса решила не идти на поводу мнения окружающих, а следовать зову своего сердца. И, как показала жизнь, это было правильное решение. С любимым мужем актриса прожила 45 лет. В любви и взаимопонимании. Валерий не пытался заставить жену отказаться от профессии, понимая, насколько ей важно заниматься любимым делом. Он постоянно помогал Зинаиде с детьми, когда она уезжала на съёмки. А детей было двое. Сыновья выросли достойными людьми. Сейчас у них дети, внуки.
В 2004 году Валерия не стало. Потеря мужа очень ранила Зинаиду Михайловну, она с трудом перенесла эту боль. В честь супруга назвала правнука.
После «Тихого Дона» карьера Зинаиды Кириенко складывалась достаточно удачно. Она активно снималась в кино, выходила на сцену в Театре-студии киноактёра, ездила по стране с гастролями.
Но в какой-то момент актриса вдруг перестала получать предложения от режиссёров. Всё дело было в том, что однажды один влиятельный киночиновник сделал Кириенко недвусмысленное предложение. А получив категорический отказ, тут же внес актрису в черный список. Это означало, что отныне главные роли для нее под запретом, а сниматься она может только в эпизодах. Целых шесть лет Зинаида Михайловна, преодолевая боль и обиду, соглашалась даже на самые небольшие роли. А в свободное время ездила по стране с концертами: пела песни, читала стихи, рассказывала зрителям о своих ролях.
Говорят, снял негласный запрет актер и режиссер Евгений Матвеев, известный своей смелостью и независимостью. В 1974 году он пригласил Зинаиду Кириенко в свой фильм «Любовь земная». В этой киноленте (а в 1977 году также в продолжении – фильме «Судьба») актриса сыграла еще одну свою звездную роль. Ее Ефросинья Дерюгина принадлежит к типажу сильных и безмерно одиноких в своих страданиях женщин. Судьба ее в чем-то похожа на долю Натальи Мелеховой. За роль Ефросиньи Дерюгиной Зинаида Кириенко в 1979 году была удостоена Государственной премии СССР.
Еще есть в фильмографии Зинаиды Михайловну роль, не слишком известная, но чрезвычайно значимая. В 1981 году на экраны вышел фильм «Они были актерами» о деятельности симферопольского подполья в годы войны. Кириенко создала в этом фильме образ советской актрисы Александры Перегонец, обессмертившей свое имя подвигом во имя Родины. В основе фильма были положены реальные события.
Из поздних киноработ актрисы можно выделить фильм 2002 года «Письма к Эльзе». Здесь актриса сыграла несвойственный ей отрицательный персонаж – кухарку Марию, неприятную, расчетливую женщину, не ведающую о чести и совести.
Последний раз на экране Зинаида Михайловна появилась в 2007 году: в сериале режиссера Натальи Бондарчук «Одна любовь души моей». В этом фильме о жизни А. С. Пушкина она сыграла Софью Раевскую.
Всю жизнь Зинаида Михайловна была незаурядной красавицей. И даже в преклонные годы выглядела очень моложаво и впечатляюще. Причем никаких пластических операций она никогда не делала. Уверяла, что просто повезло с генами (мать актрисы тоже сохранила редкую привлекательностью до старости).
Зинаида Кириенко всегда, помимо кинематографической деятельности, вела активный образ жизни. Была членом Совета Гильдии актеров Российского кино, заведовала секцией кино в Центральном Доме работников искусств. Буквально до последних дней ездила по стране с концертами.
Много времени проводила с детьми, внуками и правнуками. Любила повторять: «Сейчас все звезды. Молодой актер только снялся в одной серии какого-то сериала, и все – легенда. Я – не «звезда». Боже сохрани, я – просто актриса, женщина, мама!».
Оставила этот мир Зинаида Михайловна в феврале 2022 года. Ей было 88 лет.
Зинаида Кириенко – одна из красивейших советских актрис. И она оставила светлую память о своем самобытном таланте и яркой личности в сердцах зрителей.