Актриса Ия Саввина, которой зачастую отдавали роли, вначале предназначавшиеся другим

Отчего милая артистка ухитрялась получать фартовые, выигрышные роли?
В то время как от других они только так уплывали. Соответствовал ли её смиренный внешний облик высоким нравственным качествам?
Либо суди по делам, а не по наружности?
Творческий путь артистки с нежным вкрадчивым голоском, изящным личиком и добрым взглядом Ии Саввиной на разных его этапах представлял её нам во всей своей красе. Она одинаково невероятно убедительно изображала и положительных персонажей и героинь со знаком минус. О ней отзывались в высшей мере похвально и жемчужина остроумия Фаина Раневская, и кристалл мастерства Алексей Баталов, и несравненная Любовь Орлова, на место которой в некой театральной постановке она позже придет. И разве в своё время было мыслимо, что мечтавшая пойти по журналистской стезе студентка, которая подобно вашему покорному слуге буквально за копейки писала о людях из артистического мира, через некоторое время и сама будет искрометно феерить на экране и сцене. И практически моментально на неё посыпятся как из рога изобилия предложения режиссеров-постановщиков, о которых более маститым коллегам оставалось лишь мечтать. И однажды даже неподражаемо яркая Гурченко воспылает к ней завистью.


Думаю, что всё же белой. Как раз Людмиле Марковне Ия Саввина как-то раз не то чтобы подложила свинью, однако, если позволите так выразиться, вытеснила её из ленты «Дама с собачкой». А ведь талантливейшая Гурченко и сама была не промах и с её взрывным нравом могла опередить кого-угодно. Однако, в данном случае у неё ничего не получилось. Однажды бойкая студентка Саввина попалась на глаза великолепному уже тогда Алексею Баталову. У него, так сказать, в кармане была роль Гурова в ленте «Дама с собачкой», в то же время место Анны Сергеевны долгое время оставалось вакантным. И вот актер позвал новую знакомую на пробы мелодрамы. И отнюдь не прогадал.

Ибо постановщик фильма с прекрасным библейским именем Иосиф и с не менее прелестной фамилией Хейфиц моментально просек, что Саввина с её деликатным телосложением, томным с поволокой взором, умением говорить тихо, но убедительно—это то, что надо. Да чего уж там говорить, и Баталов, и Хейфиц согласились с тем, что Саввина—копия той дамы с собачкой, которую изобразили легендарные советские Кукрыниксы, проиллюстрировавшие чудное произведение Антона Павловича.

Хотя чего уж там душой кривить, данный поворот событий весьма не понравился другим претенденткам на вышеназванную работу.

Хотя в нашем случае, дорожа вашим бесценным временем, процитирую лишь одну Людмилу Марковну: «Лично меня искренне огорчило, что такую неприметную девушку берут на «даму».

О, как. «Такую неприметную девушку». Гоже, однако.

Между нами говоря, Ия от самой себя также не была в особом восторге, прекрасно отдавая себе отчёт в том, что дабы соответствовать общему высокому уровню фильма, нужно трудиться не покладая рук. Когда в этом деле подчас немудрено опростоволоситься и подлинным асам актерского поприща. Однако, у неё лично вышло всё на загляденье — одаренность и настойчивость сослужили Саввиной добрую службу. Картина не только стала магнитом зрительского внимания, но и была и встречена, и принята долгими и продолжительными аплодисментами на небезызвестном грандиозном Каннском киносмотре. Да, кстати, и игру самой Саввиной отметили специальным призом сиятельного жюри.

Вскоре наша славная героиня феерит и в других сценических и кино проектах. Даже у самой Любови Орловой с некоторых пор не оставалось никаких сомнений в том, что творческой даровитости Ие не занимать. А случилось вот что. В начале 1960-х Саввину возжелали увидеть в Театре Моссовета, соблазнив её ролью первого плана в постановке «Нора», в основе которой лежала знаменитая пьеса Ибсена. А ведь к тому времени на этой знаковой роли Орлова, так сказать, собаку съела. Понятное дело, что Ия осознала, что у всех на виду накосячить ей ну никак нельзя.

Вот как рассказывала о событиях той поры артистка: «Заботами театра первый спектакль был обставлен как событие. Тут были и специальные афиши с крупно набранной шапкой: „Дебют артистки Ии Саввиной“ (увидев, я чуть не умерла от страха)»

И представляете, она опять не облажалась. И снискала такие лавры, что доныне дух захватывает. В числе прочих букетов, которыми засыпали её после дюбютного в данной роли спектакля, обращала на себя внимания одна здоровая ёмкость с цветами, в которую было засунуто следующее послание: «Нора желает Норе успеха, бодрости духа, спокойствия. Тогда все будет хорошо. Обнимаю. Любовь Орлова».

Вот видите, никакого соперничества, сплошные симпатия и взаимопонимание.

В то же время, к чему нам лукавить, жемчужина лент «Весна», «Волга-Волга», «Веселые ребята» и «Цирк» и в дальнейшем благоволила Ие. Один раз Орлова и подавно чуть ли не вытянула Саввину из лап уродливой анорексичной старухи с косой.

Предоставляю слово актрисе, чей недавно ушедший особенный сын навечно в нашей памяти: «Любовь Петровна Орлова при вселенской славе вселенской скромности человек. Она спасла мне горло. Сначала был узелок, потом образовалась папиллома. Когда она услышала, как я разговариваю, тут же позвонила, поехала сама к министру здравоохранения и устроила меня к лучшему специалисту не только в Москве, но вообще у нас, а может быть, и за рубежом»

Представляете? А ведь, кажется, безобидная папиломма вполне могла запросто переродиться в самое страшное, фатальное, гибельное. Возвращаясь мыслями к более старшей соратнице по цеху, помимо прочего Саввина делала акцент на том, что последняя спутница жизни легендарного Григория Александрова показала ей пример заботливого и участливого отношения к представителям рода человеческого, умения беззаветно оказывать помощь попавшим в беду.

Ведь, по мнению Ии, это непосредственно связано

с искусством, ибо она придерживалась того мнения, что «злой человек не может быть хорошим артистом».

Да, знать, и в ней самой не было ни капли ни зависти, ни злости.

Присутствует на лицевом счету артистки еще одна знаковая, неординарная и милая её сердцу работа. Правда, в данном случае наша героиня никого не подсиживала, никому не ставила подножку и ничьё место не занимала. Летом 1969 года Саввину позвали поработать в озвучке и дать свой голос Пятачку в серии анимационных фильмов о неунывающем и твердо идущем к намеченной цели несмотря на наличие в мозгу опилок Винни-Пухе. Кстати говоря, по мнению одного психиатра, Пятачок—пример «психастеника, pеалистического интpовеpта, нрав котоpого опpеделяется дефензивностью, чувством неполноценности, pеализующимся в виде тpевожности, тpусливо-напpяженной неувеpенности, тоскливо-навязчивой боязни будущего и непpестанным пеpежёвыванием событий пpошлого.»

Но Саввина, по всей видимости, о вышесказанном не имела ни малейшего представления, зато её особенный ребенок был без ума от поэтического творчества Бориса Заходера, да и она Милна читала чуть ли не в подлиннике.

Замечу, что работавший над фильмом Федор Хитрук озвучку Ии назвал «стопроцентным попаданием»

Однако, та веха из биографии Саввиной памятна и тем, что заговоривший голосом артистки Пятачок манерой воспроизведения речи уж больно напоминал фею поэтических строк Беллу свет Ахмадулину. Которую адамантовый супруг женщины, которая поёт, пародирует так талантливо, что слов не хватает. Слов восхищения, естественно. И вы знаете, на мой взгляд Саввина придала своему персонажу своеобразный голосовой колорит не хуже Галкина.

В то же время от природы ничуть не обидчивая поэтесса работу Ии одобрила, и она даже поблагодарила актрису за то, что та подложила ей «не свинью, а прелестного поросенка».

 

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Актриса Ия Саввина, которой зачастую отдавали роли, вначале предназначавшиеся другим