Можно сколько угодно объяснять, что неказистость в кадре – «это у него из роли, из роли, ну, вот роль такая». Но зрители нередко путают актера и персонажа.
Включается эффект «приклеившейся маски»: лицедей играет до такой степени проникновенно, что зрители начинают смешивать личность реального исполнителя с личностью придуманного персонажа.
А кто из советских актеров до такой степени «заигрался», что умудрялся вживаться в нескладных героев, внешние черты и характеры которых телезрители потом проецировали на самих актеров?
Рассмотрим несколько примеров (на самом деле их, конечно, больше, но мы тут ограничены форматом Дзен-статьи).
1. Борислав Брондуков: «Много вас тут таких…»
Борислав Николаевич при всем своем таланте снискал славу нeкaзистого персонажа.
Даже его Лестрейд в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» был человеком не самого, пардон, далекого ума.
Точнее, таким он казался людям, которые глубоко не задумывались о психологии лондонского инспектора. На самом деле просто на фоне гениального Шерлока Холмса любой обычный человек казался обладателем низкого IQ.
Более того, многие киногерои Брондукова были oтъявлeнными пpoxoдимцами и большими любителями выпить. Не зря же актера нередко останавливали на улице поклонники, предлагая «… по маленькой».
Его даже охранники не пускали после пepeкypа обратно в ресторан, когда там шли съемки. Причем Брондуков терпеливо объяснял, что его одежда и в целом вид – это сценический образ. Но ему все равно не верили и высказывались в том духе, что, мол, «много вас тут таких – актеров…».
В то же время Георгий Данелия вспоминал о его Федулове из «Афони», что именно он получал «самое большое количество аплодисментов на творческих встречах в кинотеатрах».
И тот же режиссер поражался, вспоминая, как в Ростове-Ярославском в период съемок «грустной сказки» «Слезы капали» еще один любитель выпить Федя, выйдя со съемок и «переодевшись» в реального человека, на сцене в местном ресторане исполнял французскую песню из репертуара Ива Монтана. И Брондуков так преображался, что никто в тот момент не увидел бы в нем «дoxoдягу».
2. Савелий Крамаров: «Как что – так сразу Кocoй!»
Лицо и повадки Савелия Викторовича на 100% подходили именно под комедийные роли:
улыбка «во весь рот»;
кocoглaзие;
живая мимика;
несколько нелепые жесты;
большая подвижность тела…
Благодаря этому ему постоянно доставались комические отрицательные герои, веселившие телезрителей смешными ужимками, забавными словечками и нелепыми выходками.
Он играл на грани гротеска. Поэтому большинство его персонажей, хоть и были отрицательными, но воспринимались безобидными и обаятельными. Вот как, к примеру, его «бурнаш» Илюха Верехов из «Неуловимых мстителей».
Пожалуй, больше всего прославила Крамарова роль «Кocoго» из «Джентльменов удачи».
Однако самому актеру со временем стало тесно в рамках одного и того же амплуа, которого ждала от него публика и которое ему предлагали режиссеры. Ему хотелось раскрыть новые грани своего таланта.
В 1981 г. он эмигрировал за границу; переменив пару стран, окончательно осел в Штатах. Там он снялся в нескольких фильмах, где играл главным образом русских, например доктора Владимира Руденко в «Космической одиссее – 2010».
Смог ли актер стать за границей столь же любимым публикой, каким он был в комедийном образе в СССР? Вряд ли.
3. Владимир Басов: «Достигается упражнением!»
Внешность Владимира Павловича очень сильно напоминала внешность его персонажа Дypeмapа из «Приключений Буратино»:
нескладная фигура;
асимметричное лицо;
слегка оттопыренные уши…
При этом актер в жизни не просто не стеснялся своего вида, но был любимчиком у противоположного пола.
У него даже 3 жены (понятно, в разное время) были – одна другой краше. Вспомните хоть Валентину Титову в образе рыжеволосой Елены в «Днях Турбиных», где сам Владимир Басов воплотился в тайно в нее влюбленного штабс-капитана Виктора Мышлаевского.
Покорять сердца он начал с ранней юности, и устоять против него не могла почти ни одна особа. Даже красотка Наталья Фатеева делилась, что он «душу мою привязал к себе». А ведь эту актрису сравнивали с самой Джиной Лоллобриджидой!
И всё – благодаря обаянию и внутренней энергетике Басова… ну, и еще некоторым нехитрым психологическим приемам (от раскрепощающих анекдотов до глубоко проникновенных комплиментов).
4. Владимир Толоконников: «Очень возможно, что бабушка моя coгpeшила с водолазом»
Владимир Алексеевич из нашего списка был, пожалуй, самым неожиданным для советского зрителя да и для киношников. Он возник словно бы из ниоткуда.
Владимир Бортко делился, что для съемок «Собачьего сердца» долго не могли найти исполнителя центрального персонажа.
Пересмотрев огромную картотеку «Ленфильма», поняли, что на эту роль не подходит никто – все выглядели «слишком красиво». Забраковали даже Николая Караченцова с его бесподобным умением перевоплощаться в кого угодно.
И тогда режиссер (по его воспоминаниям) потребовал: «Делайте что хотите, но мне нужна собака!»
И на следующее утро он… ее получил. То бишь его.
Победителя в кастинге на роль Шарикова в «Собачьем сердце» нашли аж в далекой от места съемок Алма-Ате. Как рассказывал сам Бортко, их знакомство предварили фразой: «Актер местного пошиба, конечно, но посмотрите хотя бы».
Режиссер открыл дверь, где находился претендент, и тут же ее закрыл, «потому что там на стуле сидит собака в пиджаке».
Знатоки советских фильмов помнят: Толоконников прекрасно воплотился в роль нeкaзистого, но нaxpaпистого Полиграфа Полиграфыча и так понравился киношникам и зрителям, что потом появился на широком экране еще в нескольких картинах.