В СССР понятия «сериал» не существовало: это слово вошло в обиход российского зрителя гораздо позже. До этого такой формат называли многосерийными фильмами. В начале 90-х отечественные киноделы были вынуждены «влиться в струю», пытаясь повторить успех бразильских и мексиканских «мыльных опер», ведь ни для кого не секрет, что чем длиннее киноформат, тем больше денег он принесет за счет надоедливой рекламы.
За тридцать лет на российском «кинорынке» появилось несчетное количество разножанровых сериалов, но, к сожалению, они не имели ничего общего с искусством, в отличие от советских многосерийных фильмов. Их хочется пересматривать вновь и вновь, ведь каждая минута экранного времени доведена до совершенства и греет душу. Именно художественная составляющая лежала в основе того кино, а актеры и режиссеры выкладывались на 100%.
Именно о таких шедеврах советской киноиндустрии пойдет речь в этой статье.
Семнадцать мгновений весны (1973)
Этот советский 12-серийный художественный телефильм Татьяны Лиозновой, снятый по одноимённому роману Юлиана Семёнова, достоин быть первым в этом рейтинге. Неслучайно, в 1978 году эта военная драма о советском разведчике Штирлице в исполнении Вячеслава Тихонова была удостоена премии КГБ СССР.
Оказалось, что знаменитой встречи Штирлица с женой (актрисой Элеонорой Шашковой) сценарий не предполагал. О том, что работающим под прикрытием за пределами СССР привозили родных для свидания, рассказал Тихонову знакомый из КГБ. Лиозновой идея пришлась по душе, так как эта сцена добавила драматичности кинокартине.
Кстати, Светлана Светличная, исполнившая роль влюбленной в Штирлица немки Габи Набель, изначально пробовалась на роль его жены. Хотя зрителям и пришлось по душе, как актриса сыграла Габи, она всё равно долгое время жалела, что ей не досталась эпизодическая и немая роль супруги разведчика…
Вечный зов (1973-1983)
Над этим 19-серийным шедевром (снятом по одноимённому роману А.С. Иванова), целых 10 лет трудился дуэт режиссёров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. Каждый эпизод был доведен до совершенства: чтобы получить 2-х минутный эпизод, делали, порой, 10-15 дублей.
Неудивительно, что каждый персонаж, даже отрицательный, запомнился и полюбился зрителями. Ко многим актерам герои сериала «приклеились» на долгие годы, став их визитной карточкой. Например, Тамара Сёмина, к 1973 году имевшая за плечами более 20 киноработ, у многих до сих пор ассоциируется именно с Анфисой из «Вечного зова», хотя на данный момент в фильмографии актрисы более 200 ролей!
К сожалению, для Ефима Копеляна, сыгравшего «главного кулака» Михаила Кафтанова, эта работа стала последней: он ушел из жизни в 1975 году во время съемок этого многосерийного фильма.
Тени исчезают в полдень (1971, 1973)
Эту 7-серийную историческую сагу сняли те же режиссёры «Вечного зова» (тоже по роману А.С. Иванова только ранее). Даже по сюжету эти фильмы похожи и повествуют о нелегких судьбах жителей сибирского села с момента становления Советской власти до середины 1950-х годов.
И на этот раз Владимир Краснопольский и Валерий Усков основательно подошли к подбору актеров, проявив удивительное мужество. Ведь главную роль они доверили сыну дворянина, не имевшему кинематографического опыта — 44-летнему Пётру Вельяминову.
Да и на роль коварной Пистимеи не побоялись пригласить политически-неблагонадёжную Александру Завьялову (у актрисы был роман с американским предпринимателем). Режиссерам пришлось побороться, чтобы отстоять кандидатуру актрисы.
Строговы (1975) и Соль земли (1978)
Восьмисерийную историческую драму по одноимённому роману Георгия Маркова снял Владимир Венгеров. После грандиозного успеха кинокартина получила заслуженное продолжение — семисерийный фильм «Соль земли» (1978). Вот только снимал его уже Искандер Хамраев.
Актер Борис Борисов воплотил на экране образ мужественного Матвея Строгова, прошедшего путь от деревенского пасечника до красного командира. В «Соли земли» главным героем становится его сын — Максим Строгов, которого сыграл Кирилл Лавров.
Угрюм-река (1968)
4-х серийную экранизацию одноимённого романа В. Шишкова, снятую Ярополком Лапшиным, худсовет потребовал сократить до 2-х серий. Однако режиссеру удалось отстоять своё творение. Действия кинокартины разворачиваются в конце 19-го — начале 20 века вокруг семьи Громовых.
Главного героя Прохора Громова актер Владимир Епифанцев наделил острым умом, волевым характером и целеустремленностью. Не удивительно, что он смог разбогатеть на наследстве деда, промышлявшего разбоем.
В 2021 году Юрий Мороз снял свою версию «Угрюм-реки». Впрочем, неудачно подобранный актерский состав и посредственная игра ключевых персонажей, не позволили режиссеру повторить успех советской экранизации.
Стоит лишь вспомнить колдунью Анфису в неподражаемом исполнении Людмилы Чурсиной и ее «блеклую копию» в исполнении Юлии Пересильд, которой не удалось сделать Анфису столь неповторимой.
ТАСС уполномочен заявить (1984)
Удивительно, но даже после успеха «Семнадцати мгновений весны» (1973) Юлиан Семенов не захотел, чтобы Татьяна Лиознова снимала фильм по его новому произведению. Лишь кандидатуру Владимира Фокина сценарист одобрил.
10-серийный шпионский детектив повествует борьбе советской и американской разведок. На этот раз Вячеслав Тихонов получил роль генерала-майора КГБ Константина Константинова, а не разведчика Штирлица. Фильм, полный политических интриг, не обошелся и без любовных линий и роковых красоток: Ирины Алфёровой и Марины Левтовой.
Два капитана (1976)
6-серийный приключенческий фильм по одноименному роману Вениамина Каверина, ставший последней режиссерской работой Евгения Карелова, был обречен на успех. Актерский состав тоже не подкачал: Борис Токарев, Елена Прудникова, Юрий Богатырёв.
Роль Сани Григорьева для Бориса Токарева стала визитной карточкой. Актера до сих пор называют по имени персонажа, и ему приходиться с этим мириться.
Место встречи изменить нельзя (1979)
Легендарный 5-серийный фильм Станислава Говорухина, разобранный на цитаты, и сейчас не теряет своей актуальности.
И если для Владимира Высоцкого роль капитана милиции Глеба Жеглова стала одной из лучших, то Владимира Конкина до сих пор называют не иначе как «тот, что сыграл Шарапова в «Место встречи». Фильм поражает количеством знаменитых актеров, и его хочется пересматривать вновь, даже зная сюжет наизусть!