Какие шокирующие истории поведали сценаристу ветераны гражданской войны. Почему самый известный фильм о востоке снимали киношники из северной столицы. Кто придумал Катерину Матвеевну и другие интересные факты о фильме «Белое солнце пустыни».
1. Идею создания фильма про борьбу с басмачеством принес на Мосфильм режиссёр Кончаловский. Ленты на эту тему широко снимались на киностудиях азиатских советских республик, и были популярны. И у режиссёра уже был опыт работы с подобным материалом, он снял фильм «Первый учитель» студии «Киргизфильм» о становлении советской власти в Киргизии.
2. Изначальный сценарий назывался «Басмачи» его написали режиссёр Кончаловский и сценарист Фридрих Горенштейн. Сценарий не подошёл, и по итогу был продан на студию «Узбекфильм», по нему сняли успешно прошедший в общесоюзном прокате фильм «Седьмая пуля».
3. Историю с сопровождением гарема сценарист Ежов подчеркнул из беседы с участниками гражданской войны. Преследуемые Красной армией басмачи действительно бросали в пустыне свои гаремы. Оставлять женщин на верную погибель красноармейцам не позволяла революционная сознательность и их сопровождали к ближайшему кишлаку. Банда за это время успевала оторваться.
4. В изначальном сценарии Верещагин так же был бывшим царским офицером, но к таможне отношения не имел, он работал телеграфистом. Жену Верещагина изначально звали не Настасья как в фильме, а Ирина, и она была увлеченной эстетикой востока избалованной светской дамой, и даже едва не закрутила роман с Саидом.
5. Разлюбезную Катерину Матвеевну придумал режиссёр фильма Владимир Мотыль. Этим он развивал образ главного героя. Теперь истосковавшийся в песках по женской ласке красноармеец Сухов, в окружении женщин считавших его своим мужем даже в мыслях не изменял любимой жене.
6. Так как у восточных студий « Узбекфильм», «Таджикфильм» и «Казахфильм» уже были в производстве героико-приключенческие картины, снимать было решено на производственных мощностях «Ленфильма» благодаря чему удалось заполучить оператора Эдуарда Розовского, известного работой над картинами «Человек-амфибия» и «Начальник Чукотки».
7. На роль Петрухи пробовался один из самых узнаваемых комических актеров советского экрана Савелий Крамаров. Но режиссёр решил придать этому героя трагический оттенок, для этого Крамаров не подходил. В итоге Мотыль отдал роль никому не известному актеру Николаю Годовикову, который до этого исполнил эпизод в его фильме «Женя, Женечка и «катюша»».
8. Первый вариант сценария, написанный сценаристами Валентином Ежовым и приданым ему в помощь Рустамом Ибрагимбековым, при участии Кончаловского назывался «Пустыня». Затем Кончаловскому было предложено экранизировать роман Тургенева «Дворянское гнездо» и он ушёл с проекта. Ежов одновременно работал как сценарист с Кончаловским над «Дворянским гнездом» и с Ибрагимбековым над сценарием, который к тому времени был переименован в «Спасите гарем».
9. Настоящей жемчужиной фильма стал Верещагин. Режиссёр изначально видел в этой роли только театрального актера виртуоза Павла Луспекаева. Но не решался беспокоить актера, у которого были серьезные проблемы со здоровьем. У Луспекаева были ампутированы пальцы на ногах. И только когда ни один из приглашённых пробоваться на эту роль актеров не справился, Мотыль обратился к Павлу Борисовичу. Для того что бы облегчить Луспекаеву работу Мотыль хотел перенести сцену на баркасе в павильон. Но Павел Борисович был стальным человеком, он и слышать не хотел о павильонной съемке. Несмотря на качку, превозмогая адскую боль, актер блестяще отыграл эту сцену, ставшую культовой.