Актрисе Анастасии Вертинской повезло в молодые годы – она начала сниматься в кино во время учебы в театральном училище – «Гамлет», «Война и мир» и другие фильмы. А потом она устроилась в знаменитый Театр имени Вахтангова, где стала подменять в роли принцессы Турандот саму Юлию Борисову.
До поры до времени в школьные годы профессия актрисы ничем Анастасию Вертинскую не привлекала. Ей нравились иностранные языки, которым она намеревалась посвятить свою взрослую жизнь.
Она сомневалась, становиться ли актрисой даже после ярких ролей в фильмах «Алые паруса» и «Человек-амфибия», хотя ее семья имела прямое отношение к искусству. Ее папа Александр Вертинский был известным советским артистом, исполнял песни и романсы, играл в кино. Мама актрисы Лидия Вертинская, художница по профессии, тоже не раз снималась в кино. Как и старшая сестра Марианна.
Анастасия в отличие от сверстниц видела не только успехи, но и трудные будни актеров, поэтому не спешила определяться со своим призванием. К тому же первые две роли, Ассоль и Гуттиэре, только усилили ее сомнения. С одной стороны, эти роли дали ей известность, первый удачный опыт съемок. Но эти работы не принесли актрисе внутреннего удовлетворения. Она не чувствовала себя художницей.
В героинях Вертинской была поэтичная загадочность и природная грациозность. 16-летняя актриса внешне очаровательна на экране в роли Ассоль. Но вот она замирает в нескольких неестественных позах по приказу режиссера. В кульминации фильма на горизонте показывается корабль под алыми парусами, девушка идет к морю. В ее шагах не вдохновения, ее глаза открыты навстречу невиданному исполнению мечты.
Критики писали, что нет в ее движениях трепета жизни. Конечно, трудно требовать от юной актрисы особой тонкости игры. Но режиссер, взяв школьницу в фильм, должен был стать для нее педагогом, он должен был зажечь в ней огонь, добиться того, чтобы Анастасия зажила жизнью своей героини, вела себя естественно в выражении своих чувств.
Вертинская трезво оценила свои первые профессиональные достижения, которых на тот момент почти не было, и решила сниматься в кино время от времени, от случая к случаю.
Настоящий вкус к актерскому творчеству она почувствовала после приглашения в Театр имени Пушкина. Здесь она оставалась наедине со зрителем. Здесь можно было подолгу работать над ролью. Это была творческая работа, а не исполнение чужих приказов.
В кино Анастасия Вертинская не хотела играть пустых привлекательных девушек, от ролей она почти всегда отказывалась. Но вот ей предложили сыграть в «Гамлете».
Этот фильм Григорий Козинцев задумал, как очень глубокое и цельное произведение, куда пригласил ярчайших актеров Смоктуновского, Толубеева, Названова. Здесь звучит музыка Дмитрия Шостаковича. Фильм получил призвание в СССР и в других странах.
Анастасия Вертинская сыграла в «Гамлете» Офелию, ей восхищались зрители, но критики снова были недовольны. По их мнению, Офелия выглядит на экране искусственной, она такая, какой создал ее режиссер. Заученные и безжизненные движения ее танца, маска на лице.
«Механическая кукла», называли ее в оценках критики. В выражении внутренней сущности роли акцент сделан на средствах внешне-изобразительных в ущерб средствам актерским. Критики хотели видеть в этой роли больше, ждали игры человеческих чувств, но так этого и не увидели.
Актриса в «Гамлете» оказалась, по их мнению, послушным орудием в руках режиссера.
— Можно ли ограничиваться внешним рисунком роли Офелии? Конечно, нет. Это слишком просто и противоречит самому шекспировскому отношению к человеку. Пусть она была танцующей куклой, но мы должны были увидеть, что и у куклы есть душа, иначе это не Шекспир, — писали в одной из советских книг о кино.
Куда лучше у актрисы получилась роль Лизы Болконской в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир», где режиссер доверил ей куда больше, чем его коллеги. Сама актриса считает этот образ своей настоящей ролью в кино.
Важным оказался для Вертинской эпизодический характер роли. В четырех небольших сценах она должна была вместе с режиссером создать образ, который бы не затерялся среди большого числа персонажей. И это им удалось.
В этих сценах актрисе пришлось передать целую палитру чувств, она сделала это с ощущением внутренней актерской свободы и естественности. Это настоящие движения живой человеческой души.
Это был уверенный шаг к новым вершинам актерского мастерства. После этого не раз Анастасия Вертинская создавала разные характеры на экране, непохожие друг на друга. Это и есть существо актерской профессии.