«Притомилось, солнце. Бедняга. Я думаю: день велик. Отдыхай уж… Хотя где там? Земля, как куриное яйцо. Американцев, значит, греть пойдёшь? Давай, давай… И им надо. И там, наверное, есть люди, которые ждут тебя и любят…» Этот монолог, обращенный к солнцу старика Федоса Ходаса был вырезан из фильма «Белые росы».
Как не попал в картину и другой грустно — комичный эпизод.
Когда средний сын Сашка (Михаил Кокшенов) приезжает в уже отселенную деревню и встречает младшего брата Ваську (Николая Караченцова).
Он его спрашивает его: «Где батька?»
А Васька ему: «На кладбище».
— «Когда?» — у Сашки потемнело в глазах.
— «Да ты что? Это он пошёл место себе вышибать! На будущее! По блату хочет похорониться!».
И тогда они вместе сели в пыли на дорогу и захохотали.
Да, по сценарию, в самом конце фильма Федос Ходас должен умереть. Он берет в руки Васькину гармонь и на восходе солнца, перебирая клавиши, наблюдает за колонной бульдозеров, которые вот-вот будут сносить деревню. А потом медленно закрывает глаза… Но потом решили изменить финал. В самом конце картины Федос Филимонович ранним утром идет на берег реки и произносит пронзительный монолог.
Эта трогательная киноистория стала лидером проката 1983 года. А придумал эту историю тогда еще совсем молодой актер минского ТЮЗа Алексей Дударев.
Он написал сценарий с простеньким названием «Деревня» и отправил его на конкурс, который проходил на киностудии «Беларусьфильм». В 1984 году Алексей Дударев за свой сценарий получил почетную премию Ленинского комсомола.
Кстати, Алексей Дударев сценарист таких замечательных фильмов, как «Осенние сны», «Брестская крепость», «Днепровский рубеж». К сожалению, Алексей Ануфриевич Дударев скончался в конце февраля этого года, ему было 72 года…
Но вернемся к фильму. Дело в том, что в сценарии все три брата были близнецами. Да где же было найти сразу трех актеров- близнецов? Хотя режиссер в их поиске даже летал в Ленинград, в котором тогда был единственный в стране Всесоюзный клуб близнецов.
Но тщетно. Поэтому было решено отказаться от этой идеи. Да и на роли разновозрастных братьев долго подбирали актеров.
На роль старшего брата Андрея, которого в итоге сыграл белорусский актер Геннадий Гарбук, пробовались Александр Денисов и Михаил Кононов.
Среднего брата Сашку Ходаса могли сыграть — Александр Ширвиндт, Владимир Гостюхин, Владимир Конкин или Борис Клюев. Но роль досталась Михаилу Кокшенову.
Фотопробы на роль младшего брата Васьки проходили — Евгений Стеблов, Валерий Золотухин, Александр Михайлов, Александр Абдулов, Эмануил Виторган, Владлен Бирюков, Николай Караченцов. Последний и сыграл его.
На роль деда Тимофея сначала был утвержден Георгий Вицин. Но потом Георгий Михайлович сам отказался от роли. Сослался на то, что много другой работы. Но 1982 и в 1983 году Георгий Вицин не сыграл ни в одном фильме, зато озвучил десяток героев мультипликационных фильмов.
После его отказа на эту роль пробовались актеры — Николай Парфенов, Бронислав Брондуков, Станислав Чекан, но режиссер со сценаристом выбрали Бориса Новикова.
Старика Ходаса должен был играть Юрий Никулин, но он из-за сильной занятости он отказался от предложения. Пробовались на роль — Владимир Зельдин, Анатолий Кузнецов Лев Дуров. Режиссеры искали на эту роль актера серьезного, даже строгого, чтобы в кадре был контраст с его шебутным соседом, дедом Тимофеем.
Всеволоду Санаеву сценарий очень понравился и он охотно согласился на съемки в Гродно.
Да, на роль Мишки Киселя, непутевого отца Галюни, пробы проходил Георгий Бурков. Но утвержден был Станислав Садальский. По сценарию, этот самый Мишка Кисель отсидел пять лет за убийство.
Но потом этот прискорбный факт его биографии было решено исключить из фильма.
Эта история про отца и трех его сыновей стала лидером проката 1983 года. В апреле этого года «Белым росам» исполнилось уже сорок лет. Но для хорошего кино годы не страшны.