На днях я решил посмотреть советский фильм «Старая, старая сказка» (1968), который оказался дебютной работой Марины Неёловой, так сказать, трамплином в кино для молодой актрисы. Я был рад тому, что в детстве этот фильм, заявленный как семейный фильм-сказка, как-то прошел мимо меня. Как оказалось, это вовсе НЕ сказочная история, скорее, это иносказательная притча для взрослых.
Поразмыслив над всеми завуалированными моментами киноленты и вспомнив, что невозможно купить любовь, дружбу, счастье и здоровье, мне захотелось узнать: что интересного происходило на съемках этого фильма.
Режиссером этого фильма стала Надежда Кошеверова, которую заслуженно называют «мамой советских сказок», ведь она работала на «Ленфильме» с 1929-го года. На момент съемок «Старой, старой сказки» ей было 67 лет. Поразительно, но после экранизации сказок Андерсена Надежда Николаевна проработала на киностудии ещё 20 лет, поставив семь фильмов!
Олега Даля Кошеверова заприметила давно, когда он ещё был студентом. Но на тот момент актер не мог принять участие в проекте, так как в театральном ВУЗе существовал негласный запрет на съемки в фильмах. Спустя несколько лет, когда Даль стал уже довольно известным актером, Надежда Николаевна с радостью отдала ему главные роли: Солдата и Сказочника. Режиссер и позже доверит Олегу Ивановичу сыграть основных героев в своих замечательных фильмах: «Тень» (1971), «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1977).
А вот найти актрису на роль принцессы оказалось сложнее. Когда Марина Неёлова — студентка второго курса ЛГИТМиКа появилась на пробах, она сильно переживала, стеснялась и была зажата, ведь у нее совсем не было опыта съемок в кино.
Надежда Николаевна посоветовала Марине абстрагироваться от того, что рядом находятся именитые актеры, и быть смелее. В итоге Неёлова «перестаралась» и стала вести себя неестественно: играла с несвойственной ей наглостью и дерзостью.
В итоге Олег Даль, полагая, что его мнение по поводу партнера по фильму должно учитываться, заявил: «Берите кого угодно, только не эту наглую выскочку!» Однако Надежда Николаевна, разглядев в неопытной студентке Принцессу, решила, что именно она будет играть главную женскую роль. Вот только худсовет не пожелал утверждать дерзкую актрису.
Видя, как расстроена Кошеверова, Олег Даль и актер Георгий Штиль решили сжалиться над ее «протеже» и встали на защиту молодой актрисы. Тогда Надежда Николаевна, имевшая на счету несколько успешных кинокартин, уверенно поставила перед худсоветом условие: либо снимается студентка Неёлова, либо она вообще отказывается снимать. Комиссии худсовета ничего не оставалось, как согласиться с опытным режиссером.
На съемках Олег Даль поменял свое отношение к Неёловой и старался во всем ей помогать. Марина Мстиславовна всегда вспоминала о своем партнере и в целом о первой работе в кино с огромной теплотой. Она отмечала, что сниматься с Далем ей было легко, и после «Старой, старой сказки» у них были другие совместные съемки. Актеры даже подружились и часто встречались вне съемочной площадки. Так что можно сказать «спасибо» Олегу Далю за то, что благодаря ему зажглась ещё одна яркая звездочка в советском кинематографе.
Когда фильм-сказка вышел на экраны, достать билеты было проблематично, ведь экранизация имела огромный успех. Несмотря на это у Неёловой были проблемы в ВУЗе: ей сделали замечание и решили не отчислять, но всё равно перерыв в учебе сказался на успеваемости студентки. Тем не менее Марина Мстиславовна ни разу не пожалела, что ей посчастливилось сыграть свою первую роль в кино, да ещё и в окружении маститых актеров.
Для Марины Неёловой эти съемки стали успешным дебютом, давшим путевку в кинематограф и подарившим незабываемые воспоминания. Ходили слухи, что на съемках между Далем и Неёловой даже вспыхнул роман, но он закончился сразу же после завершения работы. Утверждают, что их любовь переросла в дружбу, где своенравный характер Олега Ивановича не стал помехой.
Если же вы, как и я, не посмотрели в детстве эту экранизацию сразу нескольких сказок Ганса Христиана Андерсена в интерпретации сценаристов Юлия Дунского и Валерия Фрида, то рекомендую ее к просмотру! А если вы уже видели «Старую, старую сказку», то уверен, что сейчас вы взглянете на неё другими глазами, ведь в этой притче столько поучительных моментов, над которыми стоит задуматься в любом возрасте.