Галина Польских – одна из любимых моих киноактрис. Столько в ней неподдельных чувств, естественности, душевного тепла. Посмотрела о ней документальный фильм «Под маской счастья» и поняла, что не только у меня артистка вызывает такие ощущения.
На экране о Галине Александровне с уважением и даже любовью говорят артисты – Мария Аронова, Евгений Стеблов, Валентин Смирнитский… Звучат такие фразы-характеристики:
«У нее есть обаяние души»
«Распахнутый взгляд синих глаз».
«Живая, дышущая актриса»
«В ней всегда была тайна, и она не стала актрисой одного образа»
Разделяю все эти мнения. Мне тоже Галина Польских интересна умением понять и сыграть разных женщин – мягких, лиричных, жестких, которые вдруг, в силу новых обстоятельств, становятся удивительно женственными. Например, Галина Аркадьевна из фильма «По семейным обстоятельствам», превратившаяся из тещи в жену и невестку.
Симпатичны мне героини и молодой Галины Польских – 14-летняя строптивая Таня Сабанеева («Дикая собака Динго»), продавщица грампластинок Алена («Я шагаю по Москве»), Анна («Баллада о комиссаре»). Они учатся Жизни, постигают первые ее уроки.
И зрелые героини актрисы тоже зачастую оказываются перед нелегким выбором. В фильмах «Белые росы», «Суета сует», «Отставной козы барабанщик». Всегда любуюсь ее Клавдией Шишкиной из фильма «Портрет с дождем». Житейские проблемы не перечеркнули в ней умения видеть в людях только хорошее.
Галине Польских прекрасно удаются роли положительные и отрицательные, лирические и характерные, главные и второго плана. Даже в эпизодах она умеет быть индивидуальностью…
Сегодня хочу остановиться на одной отрицательной роли Галины Александровны. Как обычно, блестяще сыгранной. Это заведующая сберкассой Валентина Сергеевна в фильме «Нежданно-негаданно» (1982, режиссер — Геннадий Мелконян, автор сценария — Эмиль Брагинский).
Я размышляла, почему меня так зацепил этот образ? Возможно, потому, что в жизни часто встречала подобных людей. Валентина Сергеевна – классическая «подруга»-завистница.
Галина Польских воплотила живую иллюстрацию для статей о сущности этого нездорового чувства. Злопыхательство Валентины Сергеевны вызывает абсолютно все. Знаю таких персонажей и в жизни: если человек – по натуре завистник, то нет ничего такого, чему бы он не позавидовал: и суп в тарелке у кого-то вкуснее, и порция больше, и прическа красивее. И, естественно, денег больше.
Вот и у этой миловидной Вали лицо всегда хмурое, словно целый мир перед ней в долгу. Сначала ее ужасает наследство, которое главная героиня – Жанна получила от дяди. Она, начальница Жанны, которая зарабатывает, думаю, немало, сетует, что не может собрать на кооператив. Поэтому в богатстве подруги сразу видит один лишь позитив – возможность одолжить денег.
Наступает момент, когда мечта вечно унылой «ближайшей подруги» может сбыться. Жанна предлагает Валентине дать денег на кооператив без возврата, та с негодованием отказывается. К тому же заявляет, что никакой дружбы у нее с миллионершей быть не может – одна классовая вражда. Вот и пойми душу завистницы.
Правда, в конце фильма, когда Жанну обокрали, ее «подруга» опять жалеет, что не одолжила денег на кооператив. Как поётся в песне, «а мне всегда чего-то не хватает: зимою – лета, осенью-зимы».