Экранизация повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышла на экраны в 1962 году. В то время в Советском Союзе было трудно представить использование слова «Рождество» в названии любого фильма. Поэтому Александр Роу прибегнул к небольшой хитрости — он взял общее название сборника повестей, таким образом обойдя цензурные запреты. Александру Артуровичу пришлось добавить авторского и карикатурного гротеска образам дьяка Осипа (Сергей Мартинсон) и черта (Георгий Милляр), подчеркнув антирелигиозный посыл для советской аудитории.
Однако сцены с народными гуляниями (колядование) все же вошли в фильм, несмотря на их явно религиозный подтекст. Мистицизма в картине было предостаточно, но все эти обрядовые проявления подавались режиссером сквозь призму скорее отживших традиций.
Снимать картину изначально планировали под Полтавой, как раз в тех местах, о которых упоминается в повести Гоголя. Однако за зимними пейзажами пришлось отправиться в Мурманскую область, где снег лежал до конца мая. Там же на скорую руку создали украинскую деревню и подобрали массовку из местных жителей. Преимущественно это были студенты и горняки Кировска.
Однажды, случайно увидев Людмилу Мызникову, которая проходила по киностудии Довженко и пробовалась на роль в другом фильме, Роу незамедлительно определился с исполнительницей Оксаны. Вот как она сама об этом вспоминала: «Ко мне подбежал какой-то человек и закричал: «Вот моя Оксана!», я просто опешила».
Роль Вакулы досталась студенту Киевского театрального института Юрию Таврову. Надо отметить, что это была единственная крупная роль для молодого актера. После этого его кинокарьера не сложилась — он сыграл несколько эпизодических ролей, а затем имел большие проблемы со здоровьем и вовсе пропал.
Второстепенные персонажи в картинах Александра Роу всегда занимали особое положение и зачастую оттягивали на себя существенную часть славы у главных героев, особенно это касалось Георгия Милляра, который играл всю «нечисть» во многих его фильмах. В жизни Георгий Францевич был подстать своим персонажам, очень веселым и саркастичным человеком. На съемках он веселился как ребенок: например, исполнителя роли кума Панаса (Анатолий Кубацкий), он называл Поносом, а себя за свои проделки Стариком Похабычем.
Милляр и Хитяева устраивали застолья и пели украинские песни в перерыве между съемками. Кстати, Людмилу Хитяеву Роу взял вообще без проб, однако та, спустя несколько месяцев после согласия, призналась режиссеру, что не сможет играть свою роль. В перерыве между съемками, она получила серьезную травму лица во время катания на лыжах. К счастью для всех, Людмила Хитяева быстро поправилась и вернулась на съемочную площадку, правда уже с изящным бугорком на носу.
Впервые фильм показали в Кировском доме культуры для местных жителей, которые принимали участие в съемках. На премьере картины творилось настоящее гоголевское безумие — в фойе местного дома культуры бегали черти и забрасывали зрителей искусственными снежинками. Общесоюзная премьера картины состоялась 8 января 1962 года.