Существует распространенное мнение о том, что на съёмках советских фильмов, когда в кадре персонажи распивают спиртные напитки, якобы актёры частенько выпивали по-настоящему. Мол, поэтому и сцены с пьянками получались такими реалистичными.
Хочу сразу развеять эти мифы. За долгие годы работы в кинематографе мне неизвестно ни одного достоверного факта, чтобы с согласия режиссёра актёры в кадре по-настоящему пили. Хотя легенд на этот счёт ходит предостаточно.
Дело в том, что производство фильма, особенно старого «плёночного кино», это сложный и очень затратный процесс. Например, в 70-х годах одна минута съёмки цветного художественного фильма в совокупности всех затрат обходилась в среднем 500-600 советских рублей. Это очень приличная сумма, которая равнялась месячной зарплате директора крупной фабрики или завода.
К процессу работы режиссёры и директора фильмов относились очень ответственно и старались минимизировать количество дублей. Поэтому о выпивке актёра перед работой или во время съёмок, которая ставила под угрозу работу десятков сотрудников съёмочной группы, даже речи не было.
Рассказывают, что в театрах случались разные истории с алкоголем, в том числе и факты выступления на сцене нетрезвых актёров. Но в кино был совсем другой расклад и другая, если хотите, себестоимость производства.
А теперь представьте, что идёт, например, съёмка эпизода выпивки друзей в бане из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Почему-то сегодня много пишут о том, что актёры якобы пили в кадре настоящую водку с пивом. Поэтому, мол, и получилось у них всё так реалистично.
Обычно такие минутные эпизоды снимают весь съёмочный день. С перерывами, с поправками грима, переустановкой декораций, света и т.д. Что было бы с актёрами к завершению съёмочного дня, если бы они в каждом дубле пили бы по-настоящему?
И таких примеров масса, так как в советских фильмах киногерои пили часто и смачно. Это было, если хотите, важной частью нашей жизни. С пьянством в СССР всегда боролись, но при этом доходы в бюджет страны от продажи алкоголя были огромными. Ну а кино, как зеркало, отражало нашу повседневную жизнь. Поэтому выпивки на экране были частым и обычным делом.
Так что же обычно пили актёры в кадре на самом деле?
Самый лёгкий вариант — с водкой. Её заменяют обычной водой. Это самое простое для реквизиторов. И тем не менее, после нескольких дублей бывало, что актёр напивался водой так, что она больше в него уже не лезла.
Коньяки обычно заменяли чёрным чаем. Его заваривали заранее в нужной концентрации, чтобы добиться настоящего коньячного цвета. Иногда по просьбе актёров,чай подслащали, чтобы он был не очень горьким.
В знаменитой комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» главный герой несколько раз с разными персонажами пьёт красное вино. По рассказам Александра Демьяненко, вместо вина в бутыли и бокалы наливали ягодный морс.
Вместо пива в кружки обычно наливали хлебный квас. У него похожая пена и цвет.
Иногда квас «подсветляли» водой, если оператору или режиссёру казалось, что он слишком тёмный. Особенно, когда снимали на чёрно-белую плёнку.
Например, в известном эпизоде фильма «Не может быть!», его заправили в обычный сифон, который при разливе выдавал сплошную пену, как это и требовалось для эпизода.
Об этом забавном способе рассказал директор фильма Эрнст Маркович Вайсберг.
Шампанское на съёмках заменяли лимонадом. Он давал тот же эффект с пузырьками, когда персонажи чокались. По цвету больше всего подходил советский газированный напиток «Крем-сода». Он был более светлым чем «Дюшес» и в бокалах отлично замещал не только шампанское, но и белые вина.
Хотя Эльдар Рязанов вспоминал, что когда снимали «Карнавальную ночь», в кадре открывали бутылки с настоящим шампанским. Но в итоге актёры всё равно потом пили всё тот же лимонад.
Короче, кино в Советском Союзе было делом серьёзным. К процессу съёмок тщательно готовились. Обычно на съёмочной площадке, помимо актёров, одновременно были заняты несколько десятков людей самых разных специальностей. Поэтому выпивать актёрам во время работы было недопустимо, так как один пьяный актёр мог сорвать работу огромного коллектива.
Я, конечно, не утверждаю, что на всех киностудиях страны спиртные напитки заменили теми суррогатами, о которых я написал в этой статье. Так делали на «Мосфильме» в известных мне случаях. Но, повторю, что за много лет работы в кинематографе я не слышал ни об одном достоверном факте, чтобы на съёмках какого-нибудь фильма по воле режиссёра актёры пили в кадре по-настоящему.
А вот после работы, особенно когда съёмки проходили на выезде в других городах, члены киногруппы любили расслабиться и выпить. И актёры в том числе. Но только не на съёмочной площадке.