Несколько фактов о легендарном фильме-сказке “Садко”

К началу работы над фильмом-сказкой «Садко» (1952) Александр Птушко был уже известным режиссером-новатором благодаря картинам «Новый Гулливер» и «Каменный цветок». Последняя была отмечена призом Каннского кинофестиваля в номинации «За лучшее цветовой решение».

Александр Птушко с Владимиром Дружниковым и Тамарой Макаровой на съемках фильма «Каменный цветок».

«…»Каменный цветок» …пробудил во мне интерес к нашему прошлому, к историческим корням нашей самобытной национальной культуры… Это привело нас к постановке «Садко» – фильма о былинном герое XII века», – признавался Птушко.

В основу сценария, написанного Константином Исаевым, легли онежские былины о новгородце Садко, а также фрагменты оперы Николая Римского-Корсакова.

Сергей Столяров. Кадр из кинофильма «Садко», 1952 г., режиссер Александр Птушко, сценарист Константин Исаев, композитор Виссарион Шебалин (скриншот)

На роль главного героя был приглашен Сергей Столяров, который в свои 40 лет обладал статусом советской кинозвезды. Алла Ларионова, исполнительница роли Любавы Буслаевны, говорила: «Я никогда не забуду, как мы с девчонками, когда еще учились в школе, стайками собирались и ждали появления Сергея Дмитриевича».

Для 21-летней студентки ВГИКа Аллы Ларионовой съемки в одном фильме с кумиром были чудом. На пробы в картину ее привел Георгий Натансон, тогда работавший ассистентом режиссера у Птушко. «Садко» стал дебютным фильмом Ларионовой, до этого она появлялась только в массовке. Птушко долго искал актрису со славянским типом красоты. Увидев Аллу в студии, он заявил, что Любава найдена, и велел актрисе читать сценарий.

Алла Ларионова и Сергей Столяров. Кадр из кинофильма «Садко», 1952 г., режиссер Александр Птушко, сценарист Константин Исаев, композитор Виссарион Шебалин (скриншот)

«Садко» стал дебютом в кино и для художницы Лидии Вертинской. На роль Птицы Феникс требовалась актриса необычной красоты, и кто-то из группы вспомнил о супруге Александра Вертинского.

Чтобы создать образ Птицы Феникс, исполнительнице приходилось поджимать ноги под себя и влезать в специальный корсет, сшитый в мастерской Большого театра. На руки Вертинской надевали рукава-крылья, сделанные из павлиньих перьев.

Лидия Вертинская. Кадр из кинофильма «Садко», 1952 г., режиссер Александр Птушко, сценарист Константин Исаев, композитор Виссарион Шебалин (скриншот)

По сюжету пение Феникс усыпляло каждого, кто его слышал. С актерами и массовкой снять сцены «усыпления» было несложно. А вот слоны никак не хотели ложиться в нужный момент. Тогда постановщики картины пошли на хитрость – засняли, как слоны поднимаются, а потом прокрутили пленку в обратную сторону.

«Садко» снимался на базе киностудии «Мосфильм», однако география съемок получилась обширной. Декорации Новгорода построили в Подмосковье, на берегу Пестовского водохранилища. Часть натурных сцен сняли в Крыму. Для эпизода со слонами использовали площадки Одесской киностудии. Для постановки сцен в помещениях задействовали павильоны Ялтинской киностудии.

На съемках фильма «Садко».

В работе над кинолентой режиссер использовал идеи и мотивы русской живописной школы. В этом его поддержали художники-постановщики Евгений Куманьков и Евгений Свидетелев, а также художник по костюмам Ольга Кручинина, с которой Птушко уже работал на съемках «Каменного цветка».

В частности, Птица Феникс в фильме перекликается с картиной Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая». А эпизод встречи в морском царстве Ильмень-царевны (Нинель Мышкова) с главным героем навеян полотном Ильи Репина «Садко».

Сергей Столяров и Нинель Мышкова. Кадр из кинофильма «Садко», 1952 г., режиссер Александр Птушко, сценарист Константин Исаев, композитор Виссарион Шебалин (скриншот)

Фильм Александра Птушко был представлен на Венецианском кинофестивале 1953 года и получил вторую по значимости награду –Серебряного льва. За роль Садко Сергей Столяров был внесен в Список лучших актеров мира.

Алла Ларионова произвела настоящий фурор: о ней много писали в СМИ, а зарубежные режиссеры, включая Чарли Чаплина, были готовы снимать актрису в своих картинах. Но чиновники министерства культуры отвечали, что актриса плотно занята в советском кино.

Афиша к фильму «Волшебное путешествие Синдбада» («Садко»).

Как победитель Венецианского кинофестиваля «Садко» был показан во многих странах, в том числе и в США. В 1953 году его прокатом занялась компания Artkino Pictures Inc. Фильм шел с английскими субтитрами.

В 1962 году режиссер и продюсер Роджер Корман, представляющий студию American International Pictures, перемонтировал и переозвучил «Садко». В этой версии картина получила название «Волшебное путешествие Синдбада», а фамилии советских кинематографистов были написаны на английский манер. К примеру, Сергей Столяров именовался Edward Stolar, а Алла Ларионова – Ann Larion.

Кадр из кинофильма «Садко», 1952 г., режиссер Александр Птушко, сценарист Константин Исаев, композитор Виссарион Шебалин (скриншот)

Тем не менее оригинальная версия фильма вошла в сокровищницу мирового кино, а советские актеры, снявшиеся в картине, получили широкую известность. Алла Ларионова вспоминала, что на показе «Садко» в Аргентине к ней обратилась американская кинозвезда Мэри Пикфорд со словами: «Я подошла, чтобы выразить свой восторг вашей красотой! Вас нельзя не заметить!»

Алла Ларионова. Кадр из кинофильма «Садко», 1952 г., режиссер Александр Птушко, сценарист Константин Исаев, композитор Виссарион Шебалин (скриншот)

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Несколько фактов о легендарном фильме-сказке “Садко”