Вера Марковна была очень популярна в Советском Союзе в 50-60-х годах прошлого столетия, особенно полюбились зрителям её работы в фильмах про Ивана Бровкина и в картине «Дети Дон-Кихота». Благодаря поистине ангельскому голосу Орлова часто принимала озвучивание в зарубежных фильмах и мультфильмах, много лет работала на радио, участвовала в концертах.
В отличии от успешной карьеры, личная жизнь красивой актрисы не сложилась – она всю жизнь любила человека, который жил с другой, надеялась, что когда-то всё как-нибудь уладится и радовалась редким, коротким встречам..
Родилась будущая актриса в 1918 году в городе Екатеринославе (Днепропетровск) и уже в школьные годы стала проявлять творческие способности. Девочка прекрасно пела, быстро обучилась игре на гитаре и стала солисткой школьного ансамбля, принимала активное участие в художественной самодеятельности. В 30-е годы семья перебралась в Москву, и Вера после окончания школы поступила в театральное училище при Театре Революции (сейчас театр им. Маяковского).
Получив диплом, Орлова была принята в театр им. Ленсовета, но вскоре была эвакуирована в Хабаровск, и полгода служила в местном театре Сатиры. Вернувшись в Москву, актриса вступила в постоянный состав труппы театра им. Маяковского и оставалась верна этой сцене до 1974 года. В кино дебютировала сразу после окончания войны, сыграв Лизу Карасёву в советской комедии «Близнецы». Через несколько лет ей вновь доверили главную роль в музыкальном фильме «Счастливый рейс».
Несмотря на очевидный успех в кино, любовь зрителей и внимание режиссёров, Вера всегда оставалась больше театральной, чем киноактрисой, считала, что только театр даёт возможность раскрыть свой талант полностью, и отказывалась называть участие в спектаклях игрой. Она была убеждена – чтобы актёру поверили, он должен не сыграть, а прожить свою роль на сцене.
Орлова никогда не принимала участия в закулисных интригах, всегда старалась помочь тем, кто нуждался в помощи, и поддержать тех, кому нужна была поддержка. Она буквально излучала доброту и искренность, её любили все коллеги без исключения, полюбил её и тот, без которого актриса не мыслила своей жизни.
Именно в театре Маяковского и встретила Орлова мужчину своей мечты – недавно вернувшегося с фронта молодого красивого артиста Александра Холодкова. Между ними вспыхнули романтические отношения, за которыми наблюдала вся труппа, уже ходили разговоры о предстоящей свадьбе, как вдруг в театр после окончания ГИТИСа пришла начинающая актриса Люсьена Овчинникова.
Внимание Александра тут же переключилось на новенькую, которая к тому же была на 14 лет моложе, и отвечала актёру взаимностью. Их отношения практически сразу перетекли в семейные – они стали жить вместе, и многие коллеги смотрели на Люсю с осуждением, ведь она перешла дорогу всеобщей любимице Вере Орловой.
Холодков оказался из числа тех, кто пытается усидеть на двух стульях – жил с Люсьеной, а Веру держал на коротком поводке, не позволяя расслабиться и устроить свою жизнь. Он кормил её обещаниями, говорил, что не может сейчас бросить Люсю, такую молоденькую и глупенькую, но пройдёт время и всё образуется. Орлова и сама хотела верить в лучшее, в то, что когда-нибудь они смогут быть вместе, а пока — ждала его в редкие вечера, и рыдала в подушку, когда он уходил к другой.
Так продолжалось почти 10 лет, пока актёр серьёзно не заболел. Тогда две любящие его женщины, позабыв все взаимные упрёки и обиды, объединили свои усилия в борьбе с коварной болезнью, ухаживали за актёром по очереди. Вера тогда снималась в главной роли в картине «Дети Дон Кихота», съёмки длились до глубокого вечера, но она, уставшая и вымотанная, не ехала отдыхать – приезжала в больницу и всю ночь несла вахту у постели больного. Люсина очередь была днём — она, зная, что Орлова весь день на съёмках, старалась сменить её рано утром, чтобы дать хоть немного отдохнуть перед следующим рабочим днём.
За время болезни Холодкова актрисы очень сдружились между собой, но даже общими усилиями, с поддержкой всего театрального коллектива, победить болезнь не смогли. На похоронах любимого они стояли плечом к плечу в изголовье гроба, поддерживая друг друга и принимая соболезнования коллег и друзей. Свою дружбу они сохранили на всю жизнь, и сердобольная Вера постоянно помогала Люсе, когда та осталась без работы и стала выпивать.
Орлова с головой ушла в работу, пытаясь заглушить боль потери и привычно по ночам оплакивала свою несложившуюся судьбу, отсутствие детей, постоянное одиночество. Ей было уже 47, она давно смирилась с невозможностью родить ребёнка, но горечь от того, что так и не испытала счастья материнства, не отпускала. Забывалась актриса лишь в театре среди коллег, особенно любила она общаться с только пришедшими выпускниками театральных училищ, и часто подкармливала молодёжь домашними пирогами.
Ей было 50 лет, когда она впервые вышла замуж, надеясь в браке обрести хоть какое-то душевное равновесие. Избранником стал старый знакомый из числа поклонников, который много лет безуспешно пытался ухаживать за красивой актрисой. Однако брак продлился совсем недолго – привыкшая к одинокой жизни Орлова не смогла подстроиться под привычки чужого ей, в общем-то, человека, а природная искренность не давала делать вид, что всё хорошо. Супруги сочли за благо расстаться.
До начала 80-х Вера Марковна ещё продолжала сниматься в кино, последний фильм с её участием «Воробей на льду» вышел на экраны в 1983 году, актриса сыграла вахтёршу спортивной школы. В те годы она уже тяжело болела, было трудно передвигаться, сильно отекали и отказывали ноги. Но на сцену Орлова выходила практически до последнего дня – с 1974 года это уже был театр Ленком, актриса была задействована в спектаклях «Поминальная молитва» и «Проводим эксперимент».
25 мая 1993 года коллеги устроили в театре пышное празднование 75-летия любимой актрисы, а 16 сентября её не стало. Вера Марковна ушла в одиночестве в своей пустой квартире, и была похоронена на Новом Донском кладбище.