Изольда Извицкая родилась в 1932 году в небольшом городке Дзержинске неподалеку от Нижнего Новгорода. Необычное имя девочке дали в честь одноименной героини эпоса «Тристан и Изольда». Мать будущей звезды была возвышенной и образованной женщиной, много внимания уделяла духовному развитию дочери, записала ее в театральный кружок.
Отец будущей звезды работал на оборонном предприятии, был человеком жестким и суровым. Одна из подруг Изольды рассказывала, что именно его суровое воспитание стало причиной того, что Изольда выросла безвольной и слабохарактерной, что впоследствии привело ее к трагическому концу. Увлечение дочери театром отец считал блажью, поэтому сразу после выпускного девушка сбежала от родителей в Москву и поступила во ВГИК.
На вступительных экзаменах Изольда поразила приемную комиссию своим талантом и энергией, за счет чего легко преодола огромный конкурс. Она была необычайно работоспособной студенткой, отличалась незаурядной внешностью и вскоре ее начали приглашать в кино уже в студенческие годы: она сыграла небольшие роли в фильмах «Богатырь»и «Тревожная молодость».
Первой любовью Изольды стал ее земляк Слава Коротков. Они встретились на каникулах в родном городе, влюбились и не расставались до конца каникул. Юноша учился в Ленинграде на кинооператора, позднее с его участием было снято много знаменитых фильмов, включая такие шедевры, как «Два капитана», «Поднятая целина», «Укротительница тигров». После каникул молодые люди часто ездили друг к другу поездом Москва-Ленинград, писали нежные письма, однако вскоре по неизвестным причинам расстались. Коротков так ни разу не женился, до конца жизни любил Изольду и скончался в 1973 году спустя два года после того любимая ушла из жизни.
Учась на последнем курсе Изольда принимает участие в съемках фильма Михаила Калатозова «Последний эшелон», в котором она предстает в обра зе трактористки Во время съемок этой кинокартины Извицкая знакомится с Эдуардом Бредуном, который на два года был ее младше. Между ними завязался роман и вскоре молодые люди поженились, что стало полной неожиданностью для всех. Было видно, что они были совершенно разные, даже чисто внешне. Она была веселой мягкой, яркой, живой, он же был молчаливым и неулыбчивым.
Незаурядный талант Изольды удалось всесторонне раскрыть молодому режиссеру Григорию Чухраю, который в начале 50-х приступил к экранизации повести Бориса Лавренева «Сорок первый». Девушка играла роль бойца Красной армии Марии Басовой (Марютки), на главную мужскую роль был приглашен блистательный Олег Стриженов, уже известный после картины «Овод».
Фильм снимался долго и тяжело. Это была история любви белогвардейца и революционерки-партизанки. Чиновники постоянно вмешивались в съемочный процесс, внося правки в сцены, которые по их мнению шли в разрез с линией партии. Кроме того, в картине была и эр̲отическая сцена, которую цензоры потребовали удалить. Да и Изольда считалась слишком утонченной и нежной для роли героического красного стрелка.
Режиссеру удалось справиться со всеми препонами и результат превзошел все ожидания. Фильм вышел на экраны страны в 1955 году и его сразу же просмотрели 25 миллионов человек. Было решено отправить фильм на Каннский кинофестиваль.
Картина стала сенсацией во всем мире, получила специальный приз «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику». Особенно заворожила весь мир исполнительница главной роли, о неземной красоте и самобытном таланте которой писали все зарубежные СМИ. Ее назвали русской Мерилин Монро, в ее честь в Париже было даже открыто кафе.
Всенародная слава и любовь жены поначалу вроде была признана молодым мужем Изольды, но вскоре начались проблемы. Сам он играл малозначительные роли, много времени проводил с друзьями, с которыми его объединял не только кинематограф, но и алкоголь. Муж ревновал актрису не только к ее успеху и громким ролям: после оглушительного успеха у нее стали появляться влиятельные поклонники, о чем было известно всем.
Ходили слухи, что из-за нее разругались Алесей Аджубей, муж дочери Хрущева, и знаменитый Марк Бернес. Большой интерес к актрисе проявлял высокопоставленный работник ЦК комсомола, который сделал ее «лицом СССР» на всевозможных молодежных мероприятиях за рубежом. Актриса много путешествовала по миру, посещала приемы и светские рауты.
Приходя после съемок домой, Изольда ежедневно заставала в их однокомнатной квартирке пьяное застолье. Однажды по настоянию мужа она сама взяла в руку рюмку, хотя до этого была абсолютно равнодушна к алкоголю. С этого момента молодая знаменитость начала свой путь вниз по наклонной навстречу своей гибели.
Этот путь оказался очень коротким – у девушки было очень слабое физическое здоровье, а по натуре она была мягкой, ранимой и романтичной, психика ее также была неустойчивой. И вскоре на многочисленных мероприятиях коллеги стали замечать, что она в плохой форме. Иногда ее даже приходилось уводить под руки. С мужем жизнь не ладилась, у них были постоянные скандалы и драки. Детей завести не удавалось, что также способствовало разрушению семьи.
Извицкая продолжала сниматься в главных ролях, хотя ей уже предлагали однотипные незаметные роли – комсомолок, передовиков производства. Режиссеры считали, что все, что можно было в ней открыть, было уже раскрыто в картине «Сорок первый». Любому режиссеру, по словам Григория Чухрая, хочется самому открыть свою звезду, а не эксплуатировать уже открытую кем-то.
Актрисе все же удалось дождаться новой звездной роли уровня Марютки: Иван Пырьев в конце 50-х годов решает снять картину по роману Достоевского «Идиот». В роли Настасьи Филипповны он видит только Извицкую, фото которой он увидел в одном из итальянских журналов.
Однако когда актрису привели на кинопробы, она так и не смогла показать то, что в ней хотел увидеть великий режиссер. Он старался ее как-то зажечь, объявлял перерывы, разъяснял свое виденье образа, но ничего не получилось. Все закончилось тем, что режиссер рассердился и прилюдно оскорбил Изольду. Этот провал актрисы долго обсуждался в артистической среде и заставил женщину много страдать, еще глубже утопая в алкоголе. Одни знакомые и друзья Изольды уверены, что причиной ее алкоголизма и ранней смерти стал именно муж, хотя и делал это непреднамеренно. Однако нашлись и те, кто видел, как Бредун старался спасти жену, предлагал ей пройти лечение в клинике. Карьера актрисы стремительно двигалась вниз, ей предлагали только второстепенные роли, затем она стала появляться только в эпизодах. В 1963 году она сыграла свою последнюю более или менее заметную роль – в фильме Сергея Колосова «Вызываем огонь на себя». Полтора года съемок она держала себя в руках, но после завершения работы в нем, опять ушла во власть депрессии и алкоголя. Снялась в нескольких эпизодах, которые прошли совершенно незамеченными. Муж бросил ее и ушел к их общей знакомой. Изольда осталась одна, жила в полной нищете, практически голодала, но всегда находила деньги на водку и ее постоянно видели пьяной. Актрису старались поддержать, давали небольшие роли в театре, предлагали помощь в лечении, от чего она всякий раз отказалась. В начале 1971 года ей дали роль в спектакле, которую она приняла с радостью. Однако в назначенный день актриса так и не явилась в театр. Спустя несколько дней коллеги попросили мужа Изольды вскрыть квартиру. Ее обнаружили на полу у дверей кухни. Было видно, что те̲ло пролежало в этом положении около недели.
Что касается мужа Извицкой Эдуарда Бредуна, то он скончался спустя 13 лет, не дожив до 50 лет. В памяти людей он так и остался навеки мужем Изольды Извицкой.