Елена Всеволодовна пережила далеко не простые события в своей карьере и личной жизни. Однако, признание публики и самая большая любовь в её судьбе позволяют актрисе уверенно называть себя счастливой женщиной.
Елена родилась в семье известного актёра Всеволода Санаева и домохозяйки Лидии Антоновны 21 октября 1942 года, в эвакуации в Куйбышеве (ныне Самара). Девочка стала буквально подарком для родителей, которые в начале войны потеряли её старшего брата, двухлетнего Лёшу.
Когда Всеволод Васильевич уехал на гастроли в Борисоглебск, оставив жену с маленьким сыном в Москве, а вернуться обратно не смог в связи с боевыми действиями, Лидия с малышом на руках была эвакуирована на территорию Казахстана. Там Алексей подхватил корь и дифтерию, отчего вскоре умер. Потеря первенца стала страшным ударом для Лидии Санаевой.
Лена тоже росла болезненной, в раннем детстве перенесла желтуху. На фоне тяжелой болезни дочери у Лидии Антоновны развился острый страх потерять и дочь вслед за сыном, который сопровождал женщину всю жизнь. Несмотря на гиперопеку, Санаевой-младшей часто доставалось от матери за любую провинность. По воспоминаниям актрисы, мать не говорила ей, что любит, не хвалила и считала дочь откровенно некрасивой. Немудрено, что у Лены была куча комплексов.
Только став взрослой, Елена Всеволодовна поняла, как не просто было маме, самоотверженно выхаживающей ее после очередной болезни. И что вся ее несдержанность — из страха потерять еще одного ребенка.
Глядя на отца, девочка с детства мечтала стать актрисой. Всеволод Васильевич был очень близок с супругой и во всем с ней соглашался, но к Елене относился немного лучше. Из каждой поездки привозил дочке дефицитные кусочки сахара.
В тяжелые моменты, когда Лидию Антоновну пришлось положить в психическую лечебницу с диагнозом «мания преследования», а после возвращения — пытаться снова вернуть к жизни, только самоотверженность Всеволода Васильевича помогала ему не пасть духом. Он обладал невероятной любовью к жизни и искромётным чувством юмора. Желание дочери пойти по его стопам, Санаев воспринял с большим энтузиазмом.
После школы девушка поступила в ГИТИС, окончив который, вошла в труппу Театра-студии киноактера и начала сниматься в кино.
В 1967 году Елена Санаева дебютировала в военной ленте «Генерал Рахимов». А первую главную роль получила в фильме «Главный свидетель».
Творческая биография актрисы развивалась по счастливому сценарию, режиссеры все чаще видели Елену в образе главных героинь, но все перевернул фильм-сказка «Приключения Буратино», принесший актрисе всесоюзную славу. Роль Лисы Алисы вошла в историю советского кинематографа, но на долгое время сделала из Санаевой актрису комедийного жанра.
В основном Елена Всеволодовна снималась в небольших ролях второго плана. Её можно увидеть в таких фильмах как: «Тайна «Чёрных дроздов», «Печки-лавочки», «Жил-был настройщик», «Куда исчез Фоменко?», «Дни хирурга Мишкина» и других.
Вернул Елену Санаеву к серьезным ролям Ролан Быков в 1983 году. Режиссер начал снимать подростковую социальную драму «Чучело», где дал актрисе возможность безупречно передать характер классной руководительницы взбунтовавшегося класса.
Сейчас актриса так же востребована и играет роли мам главных героинь или находчивых домработниц («Умник», «Парфюмерша», «Ключ к его сердцу» и т. д.)
Первый брак Елена Санаева заключила с инженером Владимиром Конузиным. Несмотря на то, что у них родился сын Павел, этот союз не оказался длительным. Замуж впервые Лена выскочила назло родителям. Супруг изменял ей, а после расставания ни разу ни поинтересовался судьбой своего наследника.
Следующие отношения были с мужчиной моложе ее. Елена была вполне счастлива, пока не состоялась судьбоносная встреча.
На съемках фильма «Докер» актриса познакомилась с Роланом Быковым, им пришлось играть мужа и жену. После репетиции первой же сцены Ролан Быков по своей горячности признался Елене в любви.
Несмотря на то, что оба были несвободны, в конце концов, актриса ответила на чувства коллеги. Вместе они счастливо прожили до самого ухода Быкова в 1998 году.
Эта любовь далась Елене Санаевой непросто. Её родители были изначально против Ролана Антоновича, который был значительно старше их дочери. Мать Санаевой долгое время не отдавала ей сына, лишь позволяла изредка видеться, а когда мальчику исполнилось 11 и Елене удалось забрать его, стало ясно, что Лидия Антоновна крепко настроила Пашу против Ролана Быкова.
Правда, спустя время, мудрый актер и режиссер детского кино сумел найти ключ к сердцу пасынка и стать для Павла Санаева настоящим другом и наставником. Воспоминания непростого детства в разлуке с матерью легли в основу книги Санаева-младшего «Похороните меня за плинтусом», хотя Елена Санаева уверят — повесть прежде всего художественная и полностью отождествлять их семью с ее главными героями — не стоит.
Позже был снят одноимённый фильм, который актрисе совершенно не понравился и она не считает, что он имеет что-то общее с книгой Павла.
Как признается Елена Всеволодовна: писать Паша начал именно благодаря Ролану. Когда режиссера не стало, парень очень переживал и сказал, что несмотря на любовь матери, лучше отчима его никто больше не будет понимать.
Это время стало очень непростым для Санаевой, которая за два года до ухода любимого мужа, похоронила родителей.
В память о великом супруге актриса организовала Детский фонд имени Ролана Быкова, выпустила ряд произведений своего мужа: сказку для взрослых «Заколдованная Принцесса», дневники «Я побит, начну сначала» и «Стихи Ролана Быкова», сняла картину о нем «Жизнь на вырост», издала фотоальбом с редкими фото мастера.
Павел Санаев сначала решил продолжить актерскую династию и окончил ВГИК. К тому же опыт съёмок у него был еще с детства — в фильме отчима «Чучело» и еще в одной картине «Зонтик для новобрачных».
Позже Павел увлёкся синхронным переводом и дубляжом. В конце концов, его любовь к литературе и умение писать сценарии подтолкнули юношу самого снимать фильмы.
Наиболее знаменитые работы Санаева в качестве режиссера — «Нулевой километр» и «На игре».
Артист женат на женщине по имени Алёна и является отцом дочери Вероники.
Елена Всеволодовна души не чает во внучке и, вспоминая свое непростое детство с психически нездоровой матерью, старается не повторять её ошибок, и часто напоминает девочке, какая она красивая и любимая.