Гениальный роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев», как и его экранизации, пестрят яркими образами.
Остап Бендер, отец Федор, голубой воришка Альхен, мадам Грицацуева, слесарь-интеллигент гражданин Полесов и многие другие, бесспорно, ассоциируются с типажами, которые встречаются и в современной жизни.
Но особенно злободневна Эллочка Людоедка.
Именно она претендует на абсолютную нарицательность. Именно она – знамение нашего времени.
И не потому что, как многие могут подумать, вульгарна, пошловата. И не потому что поглощена страстью к модным новинкам и нарядам.
Современен ее речевой портрет.
Словарный запас незабвенной Эллочки Щукиной лаконичен и экономен. Даже слишком. Как мы помним, лексический арсенал негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. А вот Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.
К сожалению, подобное происходит сейчас с речью многих наших современников (подчеркиваю – многих, но не всех, конечно). Русский наш язык переживает сейчас непростые времена. И, может, главная его беда даже не в засилье иностранных слов и по делу и без. И даже не в агрессивном нашествии матерной лексики (со временем ее засилье, я уверена, схлынет, как потоки мутных вод). Проблема в другом. Нашу речь пожирают слова-паразиты.
Именно они обедняют «великий и могучий». Весь этот повседневный сленг – «отшибись», «задолбись», «окей», «жесть», «не фонтан», «прикольно», «обалденно», «офигенно», «бомба», «зачетный» и тд. Не находите, что очень уж похож он на «драгоценные россыпи» Эллочки: «Жуть», «Блеск», «Кр-р-расота!», «Ого!», «Хо-хо!», «Мрак»?
Несмотря на то, что Эллочка – далеко не мечта поэта и не Прекрасная Дама блоковских времен, сыграть ее мечтали многие актрисы.
Повезло лишь единицам. Например, Алисе Фрейндлих (телеспектакль 1966 года). Наталье Бузько (фильм 2004г.). И даже Анжелике Варум в 2005 году.
Но каноническими считаются Наталья Воробьева и Елена Шанина.
В 1971 году мэтр комедийного жанра Леонид Гайдай экранизировал знаменитый роман. В его версии Эллочкой стала Наталья Воробьева. Это очень удачная и яркая интерпретация бессмертного образа, но все же остро шаржированная, слишком карикатурная.
Несколько иную картину мы видим в фильме «12 стульев» Марка Захарова 1976 года. Героиня Елены Шаниной также сатирична.
Но не настолько прямолинейно. В ней просматривается некая стильность, мягкий ироничный намек на эталоны 20-х годов, звезд немого кино, некий отблеск даже Веры Холодной.
Кстати, роль Эллочки далась Елене Шаниной непросто. Марк Захаров утвердил на эту роль ее, актрису своего театра, с непременным условием: похудеть более чем на ….. 20 кг. Героиня Ильфа и Петрова должна была выглядеть на экране предельно субтильной, практически невесомой с огромными на пол-лица глазищами. В результате несчастная Шанина к съемкам весила меньше 50 кг.
И для Натальи Воробьевой, и для Елены Шаниной роль Эллочки Людоедки оказалась звездной.
Наталья Воробьёва снялась в 16 фильмах, в том числе «Кража», «Вся королевская рать», «Джентльмены удачи». Однако не создала образа ярче.
Елену Шанину зрители помнят в облике Кончиты из знаменитого спектакля «Юнона и Авось». В кино же выделяется ее неунывающая Мари из «Принцессы цирка». И все же Эллочка – эта бесспорная визитная карточка актрисы.
Оставляйте свои мнения и рассуждения в комментариях.