Лидия Смирнова. Её любили миллионы поклонников, а она положила всё на алтарь кино.

Лидушенька, как её называли близкие, родилась в 1915-ом (так считается официально, но сама Лидия Николаевна неоднократно говорила, что «убрала» себе два года, исправив 3 на 5, в имеющихся на тот момент документах), 13 февраля. Провела своё детство, в небольшом городке Мензелинск. Ее мама и папа были молодыми, красивыми и особых забот не знали. Папа был особенно привлекателен, он нередко разбивал женщинам сердца. Во время гражданской войны он был захвачен в плен и убит, есть разные версии того, как это произошло, но результат один-домой он не вернулся. Мама Лиды от такого горя тронулась рассудком, приступы случались всё чаще и её отправили в дом для умалишённых, а там она, от недостаточного ухода, недостатка еды и лекарств, вскоре скончалась. Лиду приютили родственники из Москвы, но особым вниманием и лаской её на баловали, падчерица есть падчерица.


Лида проучится три года в училище хореографии при Большом театре, но кино будет мнить сильнее. Она станет знаменитейшей актрисой, которую и сейчас многие любят и помнят.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова.

В 1932-ом Лидия сочетается браком (единственным официальным )с журналистом Сергеем Добрушиным. Парней за ней ухаживало много, но замуж выйти никто не предлагал, считали,что у Смирновой уже был кто-то (и не один до них) , а это было неправдой, Лидия была хоть и красавицей, но лишнего не позволяла. Поэтому на предложение Сергея ответила сразу согласием.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова.

Зрители впервые увидели её в 1940-ом году в музыкальной кинокартине «Моя любовь», в роли очаровательной Шурочки и очаровались ею надолго. Лида была, сейчас бы сказали, стандартной девушкой 30-х; кудряшки, ямочки и непоколебимая уверенность,что жизнь хороша и жить хорошо.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова в роли Шурочки.

В своей первой роли Смирнова играла саму себя. Она занималась спортом, была студенткой авиационного института, со второго курса которого и подала документы во Всесоюзный Государственный институт кинематографии, Вахтанговское училище и школу Камерного театра. Самое интересное, что приняли её везде!!! Выбирала Лидочка недолго, пошла в училище Камерного театра, логика проста-заведение находилось ближе всего к её дому. Единственный момент, который огорчил, это то, что ради съёмки в этом фильме Лидии пришлось избавиться от ребёнка, которого она носила под сердцем. детей у неё больше никогда не будет.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова в роли Шурочки

Во времена, когда Лида училась в школе Таирова, сотрудники киностудий часто приходили,чтобы отбирать типажи для съёмок и ,если требовалась голубоглазая блондинка, всегда предлагали Лиду. Но несмотря на всю харизматичность девушки, на роли её, почему то, не утверждали. Однажды её всё таки утвердили на роль Шурочки в фильме «Моя любовь», но ситуация была двоякой, в тот момент, когда её утвердили на роль, театр, в котором работала Лидия, уезжал на гастроли во Владивосток, а работать в кино и театре сразу в то время не разрешали, что же делать? И Лидия, чуть подумав, выбрала кино.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова.

В то время фильмы выходили нечасто, каждый был настоящим событием, актрис знали и любили. потому что их было немного. И роль Шурочки оказалась успешной для Лиды, но на одной роли далеко не уедешь, работать нужно было дальше, чтобы приобрести настоящую известность и любовь зрителей. Нужно работать над собой, над ролями и внешностью, искать новые образы. В то время за ней начал ухаживать автор музыки к фильму «Моя любовь» Исаак Дунаевский. Он был крайне настойчив и его ничуть не смущало, что Лидия замужем. Он засыпал её письмами и телеграммами из Ленинграда, писал чтобы она развелась с мужем. Молодой женщине. конечно же, было приятно такое внимание, но что там было между Смирновой и Дунаевским, пусть останется «за кадром».

Фото из открытых источников. Исаак Дунаевский.

После успеха, который принесла ей роль Шурочки, Лида летала словно на крыльях, но шёл 1941-ый и фронт забирал многих и артистов и операторов и режиссёров. Муж Лидии Сергей Добрушин, недолго думая, сам, без повестки пришёл на призывной пункт и отправился на фронт. Перед уходом он сказал Лидии

Если не убьют, вернусь только в одном случае, если не буду изувеченным. Жизнь тебе ломать не хочу.
Прошло чуть больше месяца, когда Сергей пропал где-то под Смоленском. Потерю мужа Лидия перенесла более стойко, чем её мама. Как бы в утешение, военное время оказалось для неё самым плодотворным.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова.

Лидия Смирнова выступала на призывных пунктах и в госпиталях Москвы и Подмосковья. Творческая биография была полна событиями, её типаж в фильмах о войне пользовался спросом. Киностудию Мосфильм, на которой трудилась в это время Лидия, перевезли в Алма-Ату. Приступили к съёмкам фильма «Она защищает Родину».

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова в фильме «Она защищает Родину»

Артистка вновь оказалась в центре внимания, которое ей оказывали режиссёр Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Рапопорт, они оба являлись лауреатами Государственной премии и их жизнь была более сытой, чем у актёров. Однажды произошло следующее. Как-то раз в комнату, которую делили Лидия Смирнова и Вера Марецкая, постучали. Открыв дверь они увидели режиссёра Фридриха Эрмлера, который принёс голодным девушкам два яйца, через несколько мгновений туда же ворвался оператор Рапопорт. который принёс девчонкам весь свой паёк в пятьдесят яиц. Оператор не сказав ни слова, просто оставил всё, что принёс и удалился. Опешивший Эрмлер услышал, что Марецкая сказала Смирновой

И ты еще думаешь? Тот так и будет всю жизнь носить по два яйца всмятку, а этот отдаст все, что имеет!

Фото из открытых источников. Режиссёр Фридрих Эрмлер.

Позже Рапопорт будет будет изо всех сил ухаживать за Лидией Николаевной, когда та будет, фактически, на волоске от ухода в мир иной, болея тифом. От Добрушина по прежнему не было вестей, поэтому Лидия даст согласие, когда Рапопор сделает ей предложение, но ощущение,что Сергей находится где-то рядом никогда не покинет её.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова.

Владимир Рапопорт так же будет страдать от того, что на его жену по прежнему обращают внимание другие мужчины и она не отказывается от их ухаживаний, Но Смирнова по настоящему будет благодарна Владимиру, будет, по своему, любить его и всегда возвращаться домой, после очередного неудачного романа. В конце концов Владимир Рапопорт серьёзно заболеет, врачи будут давать ему всего три года, но Лидия Николаевна будет так тщательно ухаживать за ним, что он проживёт целых тринадцать лет.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова.

Женя Буслаева из кинофильма «Большая жизнь», Варя Бурмина и партизанка Фенька, латышка Илга в фильме «Сыновья», председатель колхоза Мария Степановна в картине «Новый дом», защитница Ленинграда Варя Маркина в киноленте «Морской батальон», она самоотверженно играла эти роли и благодаря им складывался образ русской женщины с красивой душой и железным характером. Сама Лидия Николаевна говорила так

Не знаю ничего интереснее, чем сама жизнь. И ничто не приносит мне такого счастья, как бесконечно дорогая, единственно возможная для меня профессия.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова.

Одной из особо удавшихся ролей Смирнова считала роль партизанки Феньки. Девушка. по сюжету, была влюблённой и немного трогательной крестьянкой. Со своим любимым парнем Сенькой Феня не успела сыграть свадьбу, так как сначала были дни великого заговенья. а потом пришла война. Влюблённые вступили в партизанский отряд. Характер Феньки закаляют подступающие со всех сторон трудности военного времени. Поначалу робкая и немного нелепая Феня, с растрёпанными косичками и в огромных сапожищах, со временем превращается в сильный, собранный и женственный персонаж. Её любимый Сеня убеждал свою Феню, что кончины нет и её придумали, но в итоге ушел.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова в роли партизанки Феньки.

— Сеня, Сенька, Сенька! — зовет любимого Феня, не веря, что произошедшее реальность . Внутренне, словно окаменев, подходит она к любимому . Присаживается и долгим взглядом смотрит на мертвого. И раздаётся плач — тихий, протяжный, разрывающий душу.. Отчаяние в глазах Феньки сменяется нерушимой ненавистью к врагам.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова.

Лидия Николаевна говорила, что работа с Фридрихом Эрмлером была для неё крайне интересна. Он, фактически, «вытащил» из неё Феньку, нашёл именно ту, нужную сторону характера Лидии, которая и была необходима для этого фильма. Он раскрыл в ней спавшую русскую, народную индивидуальность, которая пригодится ей в дальнейшем, в последующих, позже, ролях, где нужно будет сыграть именно такую, простую крестьянскую женщину.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова.

В кинокартине «У них есть Родина» , по пьесе Сергея Михалкова «Я хочу домой», которая вышла в 1949-ом году, Лидия великолепно сыграла латышку Смайду, воспитательницу приюта для сирот. По сюжету Смайда помогает советским офицерам возвращать на родину советских деток, которых на чужбину забросила война.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова. в роли Смайды.

В этом фильме Смайда (Лидия Смирнова) может показаться сухой, сдержанной, в какой то степени безэмоциональной-сначала, но её загорающиеся периодами глаза, раскрывают настоящую душу этой сострадательной женщины. Роль эта была поистине тонкой и художественной, «играли» только глаза, не тело, но и этого было достаточно, чтобы сделать роль поистине легендарной. За роль Смайды Лидию Смирнову удостоили званием лауреата Государственной премии в 1951-ом году.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова.

О том, что Лидия Николаевна была потрясающей актрисой, можно судить по тому, что она обожала работать над сложными характерами своих героинь. Чем сложнее, тем лучше. Она не скрывала.что ей приходится много работать над ролями, но тем интереснее. Сама она говорила следующее

Очень сложно быть словно бы другим человеком, быть одновременно и собой и им. Это бессонные ночи, осмысление новых слов, поступков, действий. Не легче найти и внешнюю образность, облик своей героини, ее голос, жест, ее индивидуальность.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова.

В крайние годы Лидия Николаевна самые разноплановые роли, которые даже пишут «под неё», например сваха из «Женитьбы Бальзаминова». Для этого фильма даже не проводились пробы, режиссёр просто пригласил актёров, которых уже мысленно видел в своём фильме. Были и другие роли: Доктор в фильме «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён», супруга профессора в картине «Это случилось в милиции», Быкова в киноленте «Тишина»-в этих фильмах Лидия тоже отображает нехарактерные для неё черты. Её девизом можно было бы назвать её собственные слова

Актер проходит сквозь жизнь не холодным наблюдателем, но самым активным, действенным ее участником. Он живет среди людей, общается с ними, размышляет, наблюдает, впитывая огромное количество информации. Что-то самое интересное, острое и характерное остается в нем. Из этого лепится образ, и снова актер отдает его людям

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова в фильме «Женитьба Бальзаминова».

У Лидии Николаевны Смирновой хватало энергии на многое. Она побывала во всех уголках страны, была активным общественным деятелем, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России, членом Правления Союза кинематографистов России.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова.

Она имела звания народной артистки СССР, лауреата Государственной премии СССР, звание кавалера орденов «За заслуги перед Отечеством» 3-ей степени, Октябрьской революции Трудового Красного знамени и многими другими.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова.

Лидия Николаевна была широкой души человеком, не оставалась равнодушной к чужой беде. К ней очень часто обращались за помощью, но обращались не только с бедами, радостными событиями с ней тоже делились нередко. Лидия Николаевна жила в в высотном доме на Котельнической набережной в Москве, у неё имелась целая коллекция кукол в национальных костюмах, которую она с удовольствием демонстрировала гостям и которые занимали целую стену. Смирнова никогда не выставляла саму себя на показ, самореклама известной актрисе была не нужна, она всегда оценивала себя объективно, как и многие актёры,которые действительно оставили весомый след в истории Российской кинематографии. Она всегда говорила

Чем труднее роль дается, тем она больше меня привлекает
И в этом она вся.

Фото из открытых источников. Лидия Смирнова.

Почти в конце своей жизни Лидия Смирнова описала всю свою судьбу, без прикрас, в книге «Моя любовь». Многие седовласые критики, после выхода книги, долго не могли успокоиться, спрашивая, -Кому нужна такая откровенность?


Покинула бренный мир Лидия Николаевна Смирнова в 2007-ом году, 25-ого июля. В памяти поклонников она навсегда останется красивой и искромётной женщиной, которых немного.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Лидия Смирнова. Её любили миллионы поклонников, а она положила всё на алтарь кино.