Понятно, что посмотрев очередную программу о торжестве Татьяны Самойловой в Каннах, я с не свойственным мне оптимизмом, отыскал статью о Владимире Самойлове, наивно полагая, что именно этот замечательный актёр и является её отцом.
Правда, 1924 год рождения Владимира Яковлевича, запомнившегося мне по искромётной комедии «Свадьба в Малиновке», как-то меня насторожил. …«Э! — сказали мы с Петром Ивановичем» — значит папой Татьяны, скорее всего, является прекрасный Евгений Самойлов, появившийся на свет в Санкт-Петербурге в 12-м году.
Конечно, вся страна влюбилась в этого молодого артиста после выхода на экраны в 1940 году музыкальной комедии с Любовью Орловой «Светлый путь». Хотя мне Евгений Валерианович более симпатичен в историко-революционной ленте «Щорс», где исполнивший главную роль актёр необыкновенно ярок и … хорош собой.
А вот оконченный в сложном 1941 году чудесный фильм «Сердца четырёх», с обаятельной Валентиной Серовой и хорошенькой Людмилой Целиковской, получил разрешение на показ лишь 5 января 1945 года.
Почти одновременно с этой картиной на экранах ещё полупустых кинотеатров зрители увидели оптимистичную ленту «В 6 часов вечера после войны», где крайне популярному Евгению Самойлову удалось сыграть со звездой того времени Мариной Ладыниной.
И везде этот изумительный мужчина был не подражаем. Но, как ни странно, после победы значимых ролей Евгению Валериановичу больше никто и не думал предлагать…
Но 4 мая 1934 года в семье Самойловых родилась дочка Танечка. Талантливая девочка поначалу окончила балетную студию при МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, и лишь затем поступила в заветное Щукинское училище. Потом, отчего-то, был ещё и ГИТИС. Но вот наступил 1956 год. Монументальный Михаил Калатозов начинает подготовку к драме «Летят журавли». Выбранная на главную роль симпатичная Елена Добронравова, неожиданно, разочаровала требовательного режиссёра. И тут оператор картины, величайший Сергей Урусевский приводит юную Татьяну Самойлову.
И действительно, даже сегодня пересматривая эту бессмертную ленту, невозможно не восхищаться искренностью и живостью этой поразительной девушки. Затем Канны, где нашей советской актрисе досталась особая награда: приз «Апельсиновое дерево» с формулировкой «Самой скромной и очаровательной актрисе». А это уже серьёзно!
Два года спустя всё тот же Михаил Константинович решил повторить успех, уже ставших легендарными, «Журавлей». Его новое кино называлось «Неотправленное письмо», а съёмки проходили в настоящей тайге. На этой невероятно сложной картине Татьяна, бегая сквозь горящие деревья, сильно обожгла себе кисти рук. Затем она простудилась, когда потребовалось играть на лютом морозе. Однако, несмотря на виртуозную операторскую работу и неимоверные усилия великолепных актёров, фильм не имел того же успеха ни у зрителей, ни у фестивального жюри.
В 1961 году Татьяну «отпустили» в Венгрию, где она сыграла радистку Альбу в яркой истории под названием «Альба Регия». Правда, сегодня эту достойную картину мало кто помнит, но наша актриса и здесь показала себя с лучшей стороны. Потом долгое забвение, пока в 1967 году замечательный Александр Зархи не пригласил 33-летнюю Самойлову, на последнюю в её жизни главную роль, в драму «Анна Каренина».
Возможно, майские события 1968 года, из-за которых Каннский фестиваль был отменён, лишил прекрасную Татьяну Евгеньевну очередного триумфа. Но, к сожалению, больше этой удивительной актрисе и женщине, сделать в кино уже ничего не удалось.
Вот так бывает, Евгений Валерианович Самойлов прославился в 40-е, а его блистательной дочери досталось лишь одно десятилетие, начавшееся в 1957 году.