Евгений Юрьевич никогда не упоминал о своих дворянских корнях, даже тогда, когда это стало модным, но его коллеги и поклонники считают, что аристократизм актёра видно невооружённым взглядом, несмотря на его скромность, застенчивость и непритязательность.
Стеблов получил широкую известность после выхода на экраны молодёжной комедии Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», вмиг стал одним из самых любимых народных артистов, сыграл впоследствии много главных, и не очень, ролей, и до сих пор продолжает сниматься в кино и выходить на сцену театра. Он никогда не страдал звёздной болезнью, даже оскорбился бы, если бы его назвали звездой:
«Слово «звезда» для нас тогда казалось неприличным. Мы хотели быть мастерами, актёрами с большой буквы. Звезда – это констатация славы. Но звёздность ничего не говорит о качестве дарования» — говорил Евгений.
Родился будущий актёр в интеллигентной московской семье, которая, как и почти все в послевоенные годы, жила в обычной коммуналке. Соседи называли их «антилихентами» не столько из-за профессий родителей – отец мальчика был радиоинженером, а мама учительницей, сколько из-за того, что дедушка всегда появлялся в кухне в рубашке, сюртуке, и даже при галстуке.
Жили они в районе Марьиной рощи, который считался одним из самых криминальных в столице и славился обилием шпаны всех мастей. Но что удивительно, хоть Женя и общался с самыми отпетыми хулиганами из своего двора, к нему никогда не прилипало ничего плохого.
Дед водил внука на прогулки по Останкинскому парку, рассказывал истории Шереметьевского театра, и маленький Евгений ещё тогда почувствовал интерес к искусству. Но родители мечтали, что он станет филологом, и ближе к окончанию школы наняли репетитора для подготовки сына в ВУЗ. Однако преподаватель по иронии судьбы оказался страстным театралом, и сам посоветовал парню пойти заниматься в драматический кружок, и Стеблов записался в студию при театре Станиславского.
Ещё подростком ему довелось оказаться на съёмочной площадке. В первый раз он случайно попал в массовку в подмосковной деревеньке, где снимали фильм «Юность наших отцов», а второй раз – в массовку на Рижском вокзале на съёмки ленты «Баллада о солдате», и оба раза сам процесс пареньку очень понравился. Таким образом у него не осталось сомнений в выборе будущей профессии, и получив школьный аттестат, он легко поступил в Щукинское училище.
Уже на втором курсе Евгений стал сниматься в кино, был утверждён сразу в два проекта – на главную роль Саши Шаталова в картину «Я шагаю по Москве», и на эпизод в мелодраму «Первый троллейбус». До окончания института он снялся ещё в трёх лентах – в главных ролях в фильмах «До свидания, мальчики» и «Когда играет клавесин», и во второстепенной в драме «Перекличка».
Получал диплом он уже будучи известным актёром и сразу был принят с труппу «Ленкома», но из-за разногласий с художественным руководителем вскоре перешёл в Театр Советской Армии, а оттуда на сцену Театра им. Моссовета, где и служит до сих пор уже больше 50 лет.
За свою долгую кинокарьеру Евгений Юрьевич успел сняться более чем в 100 фильмах и сериалах, поклонники особенно отмечают его работы в советских фильмах, таких как «Вас вызывает Таймыр», «По семейным обстоятельствам», «Расписание на послезавтра», «Не хочу быть взрослым», «Не ходите, девки, замуж», и многие другие. В новом веке актёр стал сниматься в сериалах, но не все предложения он мог принять, только те, которые соответствовали его идейным соображениям.
«Я делаю только то, что близко моей душе. Я снимался за деньги, но никогда не ради денег. Я сыт ролями. У меня своя судьба» – говорит Стеблов.
У него поменялось мировоззрение в 1976 году, когда Евгений Юрьевич попал в Чехословакии в серьёзную аварию, в которой чудом выжил. Именно тогда он пришёл к вере и Богу и после окончательного выздоровления покрестился в церкви.
Актёр дважды женился, с первой женой Татьяной прожил в счастливом браке 38 лет, вырастил единственного сына Сергея. У женщины был врождённый порок сердца, поэтому, когда она забеременела, врачи были категорически против, настаивали на прерывании, боялись, что она просто не сможет выносить ребёнка.
Но Татьяна очень хотела стать матерью, знала, что о наследнике мечтает и муж, и, несмотря на все предостережения, решилась рожать. Беременность и роды были очень тяжёлыми, и Стеблов до сих пор уверен, что его жена совершила настоящий подвиг ради семьи.
Сергей Стеблов окончил Щукинское училище, как и отец стал актёром, пробовал себя в режиссуре и продюсировании, но в 33 года вдруг заявил родителям, что хочет стать священником и уйти в монастырь. В тот раз они его отговорили, Евгению Юрьевичу было трудно принять такие крайности в поведении сына, он очень просил его сначала жениться и родить им внуков, а потом уже отказываться от мирской жизни.
Татьяны Ивановны не стало в 2010-м, приступ случился совершенно неожиданно, и врачи не успели помочь. Актёр очень тяжело перенёс её уход, поехал с сыном в Иерусалим – жена мечтала побывать у Гроба Господнего да так и не успела.
После возвращения в Москву сын оставил отцу письмо, зная, что тот опять примется его отговаривать, и всё-таки ушёл в монастырь. Мысли о семинарии не отпускали его много лет, но он понимал, что мама с больным сердцем этого может и не вынести, а отец сильный, справится.
В письме Сергей писал, что в жизни Евгения Юрьевича появится ещё одна женщина, и он должен будет не просто расписаться с ней, а и обвенчаться. Сам он год работал трудником в монастыре, потом был произведён в послушники, а через три года стал иноком и сейчас служит в Соловецком Спасо-Преображенском монастыре. Он дал обет безбрачия и Стеблов-старший с тоской принял это решение сына, и смирился с ним, понимая, что ему никогда не доведётся понянчить родных внуков.
Через полтора года после похорон жены актёр вновь женился, его второй женой стала финансист Любовь Владимировна, человек тоже глубоко верующий. Евгений Юрьевич познакомил избранницу с сыном, и тот сразу сказал, что женщина очень добрая, после чего супруги обвенчались. Стеблов считает, что Любовь была послана ему свыше в утешение, он любит её дочь и внуков, и уверен, что Бог каждому посылает испытание по силам.
Сейчас актёр продолжает изредка сниматься в кино, задействован в двух спектаклях театров им. Моссовета и «Et Cetera», является руководителем курса в Институте театрального искусства, режиссёром нескольких постановок, автором книг «Не я. Повести, рассказы, творческий портрет» и «Против кого дружите?».