Есть фильмы, которые остаются в определенном времени. К ним не относится картина «Влюблен по собственному желанию» режиссера Сергея Микаэляна (1982). Несмотря на то, что 40 лет ей стукнуло, она свежа и интересна.
Об этом я подумала, когда на днях пересмотрела эту серьезную комедию. Неожиданно пришла мысль: кинопроизведение не только не осталось в прошлом – оно во многом предугадало будущее.
Ведь сейчас гораздо чаще и увереннее, чем в 1980-е, звучат психологические теории о том, что:
чувствами можно и нужно учиться управлять;
человек может быть счастлив и один, если нашел гармонию в себе;
о неразумности погони за модой, ее общепринятыми атрибутами. А жизнь – не что иное как магазин, где каждому надлежит выбрать свой «товар».
В общем, считаю, что в фильме зрителю преподносились не совсем советские ценности.
С другой стороны, по своим художественным качествам – вполне советский. То есть, на совесть снятый.
Как приятно сейчас окунуться в кино, где главная героиня — библиотекарь. Да к тому же речь идет о том, как женщина вызвала чувства у мужчины не яркой внешностью и модной одеждой…
А сейчас – о некоторых любопытных фактах из истории создания фильма «Влюблен по собственному желанию».
Из актрисы СДЕЛАЛИ дурнушку
Именно так. Потому что Евгения Глушенко ею не является. По ее словам, в этом быстро убеждались зрители на ее творческих вечерах. Они подходили к ней и отмечали: «А в жизни вы не такая…»
Откуда же взялась столь блеклая внешность? Плод работы гримеров и визажистов.
По сценарию, главная героиня – худощавая девушка. Однако Сергей Микаэлян видел в этой роли только Евгению Глушенко, которую пригласил сниматься без проб. А она худобой не страдала.
Тогда решили, что Вера будет меняться от толстенькой до фигурненькой. Толстой она стала с помощью ватных корсетов.
Морщинки и прыщи – мастерство грима. Постепенно его снимали, ватные корсеты – тоже. Глаза подкрасили. И внешность Веры сравнялась с глушенковской.
Почему Москву снимали в Ташкенте?
В отличие от Евгении Глушенко, на роль Игоря Брагина режиссёр пробовал нескольких актеров. В частности, Георгия Вицина, Станислава Любшина. Но все не складывалось. Евгения Глушенко предложила позвать Олега Янковского. Его игра подошла.
Правда, возникли другие сложности. Одна из них состояла в том, что во время съемок актер с родным Ленкомом гастролировал в Ташкенте. А посему съемочной группе пришлось приспособиться к нему и московскую натуру отыскивать в столице Узбекистана. Это удалось благодаря профессионализму оператора Сергея Астахова.
Была и вторая сложность. Янковский одновременно снимался в «Полетах во сне и наяву». Естественно, он дико уставал. И пользовался любой возможностью подремать.
Неуказанный соавтор сценария
Кроме официальных – Сергея Микаэляна и Александра Васинского, есть и неофициальный. Это известный сценарист Виктор Мережко. Когда времени до начала съемок осталось совсем мало, режиссер решил, что сценарий несовершенен и нуждается в доработке. По его просьбе, Виктор Мережко за 10 дней написал новые тексты, которые герои проговаривают за кадром. Мережко развил тему аутотренинга и психологии, которыми сам увлекался. В успех картины он не верил, из-за чего попросил режиссера не указывать его имя в титрах. Потом пожалел…
Когда созерцаю счастливый конец, всегда думаю, а долговременны ли будут чувства героев. Если честно, сомневаюсь. Артистам не раз предлагали сняться в продолжении фильма «Влюблен по собственному желанию». По неизвестной мне причине они отказались…