В фильмографии Игоря Ясуловича более 200 работ и столько же озвученных проектов. Но при такой огромной востребованности, артисту очень редко предлагают сыграть главных героев. «Да, главных ролей в кино мне практически не предлагали. Но вы на меня посмотрите. Есть ведь еще и внешние данные…» – говорит Игорь Николаевич.
Впрочем, зрители вряд ли задумываются об этой проблеме. От любого появления Ясуловича на экране остается яркое впечатление, а масштаб сыгранной роли – дело десятое. Друзья, 24 сентября Игорь Николаевич будет отмечать свой 81-й день рождения! Поздравляем замечательного актера и предлагаем читателям пять историй из его богатой творческой жизни.
Первой значимой работой Ясуловича стал душевнобольной Феликс Бугреев в военной драме «Через кладбище» (1964). Кстати, эту роль актер чуть не потерял из-за своей внешности. «Я тогда такой красивенький, такой смазливый был!» – говорит Игорь Николаевич. Сценарист Павел Нилов был категорически против кандидатуры актера, считая его слишком красивым для персонажа. Но режиссер Виктор Туров настоял. Фильм оказался новаторским и был включен в список лучших картин о войне по версии ЮНЕСКО.
Успех картины «Через кладбище» сыграл злую шутку в дальнейшей карьере Ясуловича. После премьеры его пригласили попробоваться на Караколя, главного героя сказки «Город мастеров». Но кандидатуру актера отвергли. «…Сказали, ну какой он герой. Он же ущербного мальчика играл. Может, еще и поэтому усматривали какую-то ущербность в моем облике», – вспоминает Игорь Николаевич. В фильме он все же снялся. Ему досталась эпизодическая роль – лесной стрелок Гвен, брат красавицы Вероники.
Обратной дороги нет (1970)
Игорь Ясулович говорит, что не всегда можно понять заранее, будет фильм успешным или нет. Так случилось с военной драмой «Обратной дороги нет». Сценарий актеру понравился, но он сомневался, захватит ли история внимание зрителя. «…Все действие крутится вокруг обоза, который на протяжении трех серий все идет, идет и идет. Мне казалось, что на экране это может выглядеть монотонно, тягуче и скучно», – вспоминает актер. Но публика приняла фильм отлично. Уже после первой серии знакомые Ясуловича восторгались картиной и спрашивали, каким будет финал. Исполнитель считает что секрет успеха – в таланте режиссера Григория Липшица и оператора Сурена Шахбазяна. А еще в том, что артисты не играли, а жили в кадре. К примеру, если снималась сцена с одним-двумя ведущими персонажами, остальные исполнители не уходили отдыхать, а присоединялись к массовке – разжигали костры, разговаривали, варили кашу. Полное погружение в материал помогло создать реальную атмосферу на экране.
12 стульев (1971)
Пожалуй, одной из самых знаменитых ролей Ясуловича стал инженер Щукин в экранизации «12 стульев» Леонида Гайдая. Артист признается, что его не смутила перспектива сидеть на лестнице голым и в мыле, потому что работа с Гайдаем – счастье. Знаменитую сцену снимали в павильоне «Мосфильма». Стояла ужасная жара, еще и софиты повышали температуру. «…Я в отличие от других членов съемочной группы был в выгодном положении – во-первых, мокрый, во-вторых, в пене. Да еще и пена была какая-то импортная, ароматная, в то время очень дефицитная», – вспоминает исполнитель.
Д’Артаньян и три мушкетера (1979)
За время работы в озвучивании Игорь Николаевич подарил свой голос множеству персонажей в отечественных и зарубежных картинах. Но фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» особенно запомнился из-за раздора между режиссером Георгием Юнгвальд-Хилькевичем и Игорем Старыгиным, роль которого озвучил Ясулович. У Старыгина был небольшой дефект речи – легкая картавость, которую большинство зрителей вряд ли замечали. Но режиссер посчитал, что это помешает созданию идеального образа Арамиса, и пригласил на озвучивание Игоря Ясуловича. Несмотря на то, Старыгин был поставлен в известность, он затаил обиду на Юнгвальд-Хилькевича. Сам Ясулович постарался сделать так, чтобы зрители не заметили подмену голоса. Он считает, что озвучить – это не просто «поговорить» за кадром. Нужно изучить и персонаж, и манеру актера, найти их болевые точки.
В своей работе Игорь Николаевич следует завету артистов прошлых лет, которые учили: «…Если лента получается стоящей, то неважно, сколько тебя на экране. Ты будешь хорош даже в самой маленькой роли. Если же кино плохое, то не дай Бог тебе все время на экране крутиться и глаза мозолить».