Ирина Радченко — Вера Холодная звукового периода кино

Имя актрисы Ирины Ивановны Радченко забыто. Кинематографическая судьба состроила ей некрасивую гримасу, настращала козой-дерезой каверзных событий, навставляла палки в колёса, да и не дала редкому кинематографическому таланту соткаться во всей полноте.

Теперь трудно понять почему всё стало именно так. Почему актриса которой восхищались самые маститые деятели кино своего времени (С. Герасимов, Б. Барнет, С. Юткевич, В. Пудовкин, А. Довженко, Й. Хейфиц, и более молодые М. Швейцер, Г. Чухрай, А. Зархи, В. Шукшин) не сумела достойным образом раскрыться в советском кинематографе?

Молодая, симпатичная девушка, рождённая на брянской земле, поступила во ВГИК ещё до войны, училась у знаменитых Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой на курсе. Её педагоги души в ней не чаяли, любили не меньше Катюши Савиновой.

Кстати судьба Ирины Радченко чем-то напоминает судьбу гениальной Савиновой. Они и внешне чем-то похожи, обе приехали из глубинки покорять суровую Москву. И по таланту они вполне сопоставимы. И обе их звёздочки закатились на пороге сорокалетия. Обе не сдюжили пресса суровой жизни, и обеих захлестнул природный талант ударив в голову.

В 1944 году Борис Барнет, революционный режиссёр, Тарковский своего времени, стал снимать в Ереване новый фильм «Однажды ночью» куда пригласил на главную роль Вари студентку Радченко. Фильм получился очень сильным, таким же необычным как все полотна великого режиссёра. С другой стороны картина получилась настоящим бенефисом актрисы. Борис Барнет сочными красками мастера обрисовывает портрет молодой героини. Ощущение, что он просто любуется ей. Ирина Радченко настолько вдохновенно играет, что дух захватывает. Юная девушка нежно заботится о раненных бойцах, которые прячутся в руинах в тылу врага. Одного из бойцов играет великий Борис Андреев. Коменданта города играет сам Барнет. Играет немного карикатурно, в стиле Кукрыниксов. Но ещё шла война и фашистов другими нельзя было показывать.

Во время просмотра картины можно смело отключить звук и фильм от этого мало что потеряет. Барнет часто оставался верным традициям немого кино. Его герои всё выражают глазами, руками, жестами, поворотами головы. Ирина Радченко вполне бы стала звездой немого кино, родись лет на 20 раньше.

Кстати, возможно именно что время расцвета Ирины Ивановны как актрисы пришлось на суровые 40-е и начало 50-х годов и сыграло в её кинобиографии основную роль, которая и не дала дораскрыться её таланту.

В послевоенное время для нашего кинематографа наступил сложный период. Фильмов снимали мало, и почти каждый фильм лично курировал И.В. Сталин. Так благодаря ему фильм по повести Э. Козакевича «Звезда», где главную женскую роль сыграла Ирина Радченко, на экраны не вышел. Вождю картина показалась недостачно патриотичной. Только в хрущёвское время картину разрешили к показу. Но роль Кати Семаковой в исполнении Ирины своевременно никто не увидел.

«Звезда». Катя Семакова. 1949 г.

Потом Александр Довженко стал снимать актрису в фильме «Прощай, Америка!», но картина не была завершена. 1951 году Ирина Радченко начала сниматься в роли Жанны в фильме «Пламенное сердце» Иосифа Хейфица. Но съёмки картины, не успев начаться, были остановлены.

Только с 1955 года актриса стала появляться в кино, но был упущен важный возрастной момент для исполнения женских ролей. Актриса в последующее семилетие всё же снялась в 10 картинах. Правда роли были небольшие и полноценно раскрыться в них актриса не успевала.

Взять хотя бы её эпизодическое появление в «Тихом Доне». Она сыграла даму с собачкой. Дама в шикарной шляпе с зовущим, манящим взглядом, на которую обращают внимание офицеры в исполнении М. Глузского и И. Дмитриева. Секундное появление на экране, ни одного слова, лишь только глаза… Великолепная игра! М. Глузский позже считал эту сцену чуть ли не лучшей в фильме. А в итоге актриса даже не попала в титры фильма.

«Тихий Дон». Дама с собачкой.1956

«Первый эшелон», «Враги», «Степан Кольчугин», «Колыбельная» с юной В. Лепко — в этих фильмах И. Радченко сыграла отлично. Но опять же мало . В «Василии Сурикове» она опять же сыграла эпизод. Её француженка лишь на короткое время появляется в кадре, но запоминается.

«Враги». 1958

В. М. Шукшин снял Ирину в своём дипломном фильме «Из Лебяжьего сообщают». Роль небольшая, но сыграна прекрасно. Шукшину актриса очень нравилась. И возможно, что он бы снимал её и в других своих картинах. Но в 1960-е годы Ирина Радченко сниматься в кино перестала.

Последней работой в кино у неё была Надежда Петровна в «Дикой собаке Динго». Жену отца главной героини Тани Сабанеевой актриса сыграла талантливо. Роль запомнилась. Но после 1962 года, сорокалетняя Радченко пропала.

«Дикая собака Динго»

Из-за череды неудач у Ирины Радченко начался комплекс неполноценности. Приходя на очередные пробы, она заранее была уверена, что их не пройдёт. Это сильно отражалось на психике актрисы, а в впоследствии переросло в серьёзное психоневрологическое заболевание. Чаяние, что её актёрская судьба не удалась — угнетала её. В феврале 1963 года актриса получила инвалидность, уволилась с «Мосфильма» и навсегда ушла из профессии.

Актрису почти сразу же забыли. Лишь в последние времена вспомнили и стали искать хоть какие-то факты её биографии в пост-киношной жизни. Но стоит сказать эти факты малоинтересны. Бывшая актриса тихо жила с мамой в Кунцево. Когда мама умерла, за ней ухаживала дочь её родного брата, на руках которой она и скончалась в 1989 году в возрасте 68 лет.

Почему-то безумно жаль что такой большой талант не нашёл достойной огранки, не сумел состояться. Не кому было словечко нужное замолвить, протянуть руку помощи. И хоть и восхищались ей все вокруг, но мало кто сумел что сделать, чтобы сохранить для искусства эту хрупкую, ранимую душу.

Странно, что Ирину Ивановну не снимал больше Б. Барнет. В 1950-е годы и в начале 1960-х он снял немало фильмов. Вот хотя бы в барнетовском фильме «Аннушка», где блистает И. Скобцева, было больше 20 женских ролей, и вроде мог бы снять её. Ведь это было в период когда актриса ещё была в хорошей форме.

Кто-то из известных людей о ней верно сказал: «Радченко это Вера Холодная звукового периода кино». И действительно, её игра напоминает игру великих актрис немого периода кино.

Вчера был день её ухода из жизни, а в прошлом году отмечался бы столетний юбилей со дня рождения актрисы. Но никто не вспомнил, никто не помянул её. Память затянуло морской пеной.

Недавно появилась улучшенная версия фильма «Однажды ночью». Ирина Радченко выглядит как современная актриса — фигура, кудрявые волосы, лицо, губы, вся она как будто она не из прошлого, а из нашего будущего.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Ирина Радченко — Вера Холодная звукового периода кино