Сегодня существует много разных историй появления этой актёрской троицы, которые иногда сильно отличаются друг от друга. И даже в пресловутой википедии на эту тему приведено несколько противоречащих друг другу фактов.
В этой статье я расскажу свою версию, которую услышал на киностудии, в том числе и от людей из непосредственного окружения Леонида Иовича Гайдая.
Рождение образов будущей актёрской троицы произошло в 1960 году в сценарии к короткометражному фильму «Пес Барбос и необычный кросс». А сам сценарий был написан по мотивам стихотворного фельетона, написанного украинским поэтом и журналистом Степаном Олейником. В этом фельетоне, опубликованном в конце 50-х, рассказывается о трёх непутёвых рыбаках-браконьерах и о собаке по кличке Барбос.
Лично с моей точки зрения, стихи очень сомнительного качества. Но Гайдая зацепила сама история. В голове у режиссёра быстро нарисовались смешные сцены будущего фильма, и он, возбуждённый и вдохновлённый, в тот же день когда прочёл фельетон сел писать свой сценарий. Об этом уже после его смерти на телепередаче рассказала Нина Павловна Гребешкова.
Гайдай связался с автором фельетона, и тот сообщил ему, что такая история случилась на самом деле в конце 50-х годов на Украине. Трое друзей-собутыльников решили по быстрому «наловить» рыбы. Они привязали к палке тротиловую шашку, которая использовалась в горных работах, подожгли бикфордов шнур и бросили её в воду.
Но их собака поняла это как игру, в которую с ней уже не раз играли. Она тут же прыгнула в озеро, схватила эту палку и рванула на берег, чтобы вернуть хозяину.
Друзья не ожидали такого поворота событий и, видя, что шашка вот-вот должна взорваться, помчались что есть мочи от собаки. Но собака была упрямой и не отставала. А горящий шнур тем временем уже подбирался к взрывчатке.
В тот раз всё закончилось без трагедии. Никто не пострадал, и даже собака, которая в итоге бросила опасную палку и убежала прочь. Правда, неудачливых рыбаков всё же задержала рыбоохрана, и они были оштрафованы за попутку запрещенной ловли. Ну а позже по заказу редакции появился и этот фельетон.
Кстати, подобные сюжеты были описаны в литературных произведениях и раньше, но основной для фильма Гайдая был именно тот советский фельетон Степана Олейника, а не произведение Джека Лондона с похожим сюжетом, как утверждают некоторые историки кино.
В фельетоне этих рыбаков звали Гаврила и два Николы. Гаврила был крупным мужиком с повадками лидера, а его двое друзей были очень похожи на будущего Гайдаевского Балбеса: глуповатые недотёпы и к тому же любители выпить.
Короче, Леониду Гайдаю, который был не только режиссёром, но и сценаристом этого фильма, почти ничего не пришлось выдумывать. Сама жизнь предложила ему смешной сюжет с не менее смешными героями. Оставалось только подобрать актёров на роли этих неудачливых рыбаков.
Три клички: Бывалый, Трус и Балбес родились у Гайдая почти сразу. Но в фильме они не звучат. Гайдай так назвал героев только для себя, чтобы как-то идентифицировать их в рабочем сценарии. То есть, сугубо для служебного пользования, где клички отражали образы будущих героев.
Первым в этой актёрской троице появился Георгий Вицин. В то время они с Гайдаем были друзьями после того, как тот сыграл одну их главных ролей в комедии «Жених с того света». Комедийное амплуа слабовольного, но хитроватого труса появилось у актёра именно в этом фильме. Поэтому одного из «Никол» Гайдай сразу описывал специально для Вицина.
С Бывалым у Гайдая тоже вопросов не было. С самого начала он видел в этой роли Михаила Жарова. Он даже был готов ради него изменить облик своего героя, так как актёр сразу заявил, что ради короткометражки он бриться наголо не будет. А именно бритым видел Бывалого Гайдай. Но когда до 60-летнего актёра дошло, что больше половины фильма он должен как угорелый бегать, а потом ещё и лезть на высокое дерево, Жаров от роли отказался. И даже куратор Гайдая, авторитетный Иван Пырьев, не смог его уговорить.
Сегодня пишут о том, что Пырьев очень хотел видеть в этой роли Ивана Любезнова, а сам Гайдай — аж Игоря Ильинского! Но есть записанное интервью, которое Леонид Иович дал в 1993 году, где он рассказал, что с самого начала планировал на эту роль именно Михаила Жарова. А к Ильинскому он даже не собирался обращаться, понимая, что это будет: «выстрел из пушки по воробьям».
Поэтому после отказа Жарова у Гайдая, с подачи того же Пырьева появился ещё толком никому неизвестный 33-летний Евгений Моргунов. По сути, его выбрали лишь по подходящему внешнему виду и хорошему здоровью. Тем более, что особых драматических способностей для этой роли не требовалось.
С Юрием Никулиным до фильма Гайдай тоже не был знаком. Он долго перебирал актёров на роль Балбеса и почти остановил свой выбор на Борисе Новикове, но ему посоветовали поискать исполнителя ещё и среди профессиональных клоунов, так как роль была эксцентричной и без слов.
Гайдай пошел на представление в Московский цирк и после первой же клоунской репризы понял, что его Балбесом будет именно Юрий Никулин. К тому же у него уже был опыт работы в кино.
Вот так появилась легендарная актёрская троица, которая в своём первом же 10-минутном фильме просто порвала советскую публику! И не только советскую. Фильм «Пес Барбос и необычный кросс» показали в Каннах, где он номинировался на «Золотую пальмовую ветвь». После такого успеха стало понятно, что это актёрское трио и самого режиссёра ждёт большое будущее. Так оно позже и случилось.