Как Иван Пырьев снял четыре плохих фильма, а потом заслужил уважение Сталина

Интересные факты из биографии советского режиссера Ивана Пырьева.

Родился будущий режиссер 17 ноября 1901 года в Томской губернии, сегодня это территория Алтайского края. Кормильца не стало, когда Ивану только исполнилось три года. Мать уехала из села Камень-на-Оба на заработки, поэтому главную роль в воспитании мальчика играл дед-старобрядец. Пырьев с ранних лет был приучен к тяжелому труду по хозяйству, много работал в поле.

ДВА ФРОНТА ПОДРОСТКА ИВАНА

Мать Ивана Пырьева через несколько лет стала сожительствовать с продавцом фруктов в Мариинске. Она забрала к себе сына, который стал подрабатывать у местных торговцев. Дома было неспокойно – отчим часто пил и гонял семью. Как-то он решил поднять руку на жену и пасынка, тогда 14-летний Иван схватил топор и выгнал отчима на улицу – тот спрятался в полицейском участке.

Вскоре Иван Пырьев отправился на фронт Первой мировой войны, без разрешения забравшись в воинский эшелон. Домой он вернулся через два года с двумя ранениями и двумя Георгиевскими крестами 3 и 4 степени.

«Конвейер смерти» — очередной неудачный фильм Пырьева

В революционный год парень вступил в ряды Красной Армии, в это же время учился в театральной студии в Екатеринбурге. В столице Среднего Урала он познакомился с будущим коллегой Григорием Александровым, с которым вместе участвовал в художественной самодеятельности в клубе ЧК, а потом организовал детский театр.

В 1921 году в Екатеринбург на гастроли прибыли артисты МХАТа, и Пырьев и Александровым, увидев высокий уровень их мастерства, решили отправиться в Москву, где поступили в труппу Московского первого рабочего театра Пролеткульта, которым руководил легендарный Сергей Эйзенштейн. Отношения Пырьева с ним не сложились, и вскоре он покинул театр.

Григорий Александров — соратник Пырьева

НЕПОНЯТАЯ ОШИБКА

Иван Александрович трудился помощником режиссера на нескольких киностудиях, и умело руководил съемочным процессом на уровне ассистента. Считалось, что, если на съемочной площадке работает Пырьев, то фильм ждет успех.

При этом, два первых фильма, которые снял Иван Пырьев самостоятельно, критики разнесли в пух и прах. Киноленту «Государственный советник» клеймили за сатиру, которая, по мнению цензоров, была неуместна в советском обществе в те годы.

Когда режиссер снимал свой третий фильм «Деревня последняя» о создании колхозов, его отстранили от работы, так как неправильно выполнял идеологические установки. После этого другой режиссер доснял фильм и выпустил его под названием «Понятая ошибка».

Иван Пырьев после этого провел работу над ошибками, которые публично признал, и снял драму «Конвейер смерти», посвященный нелегкой жизни рабочего класса в условиях капитализма. Фильм зрители просто проигнорировали, а критики назвали его неинтересным. Остаться Пырьеву в кино помогли удача и невероятная упрямость, которую он проявлял везде.

«Богатую невесту» посмотрел лично Иосиф Сталин

В 1936 году режиссер снял пятый фильм «Партийный билет» — это приключенческая кинолента о противостоянии зарубежному диверсанту признана неудачной и пустой, а главный антигерой получился обаятельным. После этого Пырьева уволили с «Мосфильма».

И тут произошло почти невероятное – киноленту посмотрел лично Иосиф Сталин. Ему фильм очень понравился, и он приказал немедленно выпустить «Партийный билет» на большие экраны. После этого уже цензоры вынуждены были признавать свою неправоту перед Иваном Александровичем.

Чиновники перестали запрещать Пырьеву снимать кино, но вот мешать активно продолжали, из-за чего свою первую комедию «Богатая невеста» он отправился снимать на Киевскую киностудию. Этот фильм мог не выйти на экраны, если не очередное вмешательство Сталина.

И тут вождь оказался прав – комедия имела оглушительный успех, а Иван Пырьев наконец-то получил долгожданное признание у зрителей. Он понял – народная комедия – его жанр. Следующая комедия этого режиссера «Трактористы» закрепила его успех. Этот фильм стал классикой советского кино.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Как Иван Пырьев снял четыре плохих фильма, а потом заслужил уважение Сталина