Летом 1971 года Леонид Гайдай представил публике первую советскую экранизацию романа Евгения Петрова и Ильи Ильфа «12 стульев». В 60-е годы режиссер заслужил славу главного комедиографа СССР, и ему разрешили экранизировать Ильфа и Петрова, правда, сделать это оказалось непросто.
Произведения этих писателей недолгое время запрещали, в 60-е годы романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» снова пользовались большим успехом, поэтому на них обратили внимание кинематографисты.
После «Бриллиантовой руки» Гайдай собирался снять «Золотого теленка», однако его опередил Михаил Швейцер, после чего чиновники из Госкино посоветовали Леониду Иовичу подождать и посмотреть на результат.
«Золотого теленка» посмотрели более 30 миллионов человек, после чего было выдано разрешение на экранизацию «Двенадцати стульев», но не Гайдаю, а его коллеге Георгию Данелии.
Леонид Иович был очень огорчен, но Данелия увлекся проектом «Не горюй» и сказал коллеге, что тот мог бы взяться на роман Ильфа и Петрова.
Леонид Гайдай не стал звать сценаристов Якова Костюковского и Мориса Слободского, с которыми создал «Операцию «Ы», «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку», а пригласил для работы сценариста Владлена Бахнова. Вместе они будут работать 11 лет.
Также комедиограф пригласил нового оператора, а актеры, игравшие главные роли в его предыдущих фильмах, теперь получили только эпизоды. Совсем небольшие роли достались Владимиру Этушу, Наталье Варлей, Георгию Вицину и Юрию Никулину.
Долго режиссер не мог подобрать исполнителя роль Остапа Бендера. Дело в том, что Гайдай искал актера, максимально непохожего на Сергея Юрского, который сыграл Бендера в «Золотом теленке».
Пробы проходили Михаил Козаков, Владимир Басов, Алексей Баталов и Анатолий Кузнецов, но всем было отказано. Гайдай звал Муслима Магомаева, но тот сразу отказался.
Утвердили Александра Белявского, но через несколько дней режиссер понял, что не подходит этот актер на главную роль, да и в паре с Сергеем Филипповым, играющий роль Кисы Воробьянинова, они совсем не смотрятся.
После этого на роль предварительно утвердили Владимира Высоцкого, но тот запил, и не пришел на съемки, после чего был уволен, не успев начать работать. Впрочем, следующий кандидат также был представлен режиссуру худруком Театра на Таганке Юрием Любимовым.
До этого Любимов и Арчил Гомиашвили поставили «Золотого теленка» на сцене Русского театра в Тбилиси. После Гайдай срочно вызвал Гомиашвили в Москву, и утвердил в роли, которую тот много раз играл в театре.
А еще была проблема … со стульями, которые производили в царской России, а в годы СССР именно такие стулья выпускать перестали. Один стул все-таки найти удалось, после чего его сфотографировали, сняли замеры и … отправили в Египет. Там пообещали помочь, но просили заплатить в валюте. В Госкино дали деньги, стулья привезли.
У худсовета к отснятому материалу претензий не было, однако критики много к чему придрались. Главная претензия была в том, что фильм выше уровня юмора, заложенного в литературном первоисточнике, не поднялся.
С прокатом тоже были проблемы – «12 стульев» в версии Леонида Гайдая посмотрели 39,4 миллиона человек, когда, например, «Бриллиантовую руку» почти в два раза больше. Но там была свежая народная комедия, а тут экранизация, рассчитанная на ценителей.
Тем не менее, многие зрители и критики считают, что Арчил Гомиашвили — лучший Остап Бендер всех времен. И с этим сложно не согласиться.