Несмотря на тщательную подготовку и репетиции, во время театральной постановки может случиться всякое. Самое банальное — актер забывает текст и начинает импровизировать, чтобы не разрушать иллюзию. Недаром на эту тему существует огромное количество всевозможных баек. Но сегодня хотелось бы рассказать историю, связанную с оружейными осечками.
Нередко в последнем акте, по задумке автора, должен производиться выстрел. Яркий тому пример — знаменитая дуэль Онегина и Ленского, когда из-за технических проблем с выстрелом противостояние затянулось, а Ленский, по итогу, и вовсе остался жив… Происходит это, как правило, из-за плохого реквизита или техника-шумовика, который в кульминационный момент забывает про свои обязанности.
У Евгения Евстигнеева за театральную карьеру накопилось немало подобных случаев. В молодости Евгений Александрович играл солдата-стражника в спектакле «Овод», основанный на одноименном романе Этель Лилиан Войнич.
Роман рассказывает о нелегкой судьбе молодого и амбициозного Артура Бертона. Со временем этот наивный добродушный парень превращается в сурового человека с изуродованным лицом и сломанной жизнью. Вскоре он берет себе имя Феличе Риварес и становится революционером. Бедняга начинает писать насмешливые статьи, используя псевдоним «Овод».
Мужчина вместе с итальянскими патриотами сражался за свободу Италии, мечтая избавиться от австрийских оккупантов. К сожалению, финал истории трагичен. Овод попадает в тюрьму, где его расстреливают гвардейцы.
В театральной постановке расстреливать главного героя поручили Евгению Евстигнееву. Роль была драматической, но при этом до безобразия простой. Актеру требовалось лишь вывести Овода на сцену, поставить его у стенки и по команде произвести выстрел из пистолета. Имитация выстрела получалась благодаря шумовому оружию, которое было скрыто за кулисами.
Во время очередного выступления случилась продолжительная заминка. Техники попросили актеров тянуть время, пока они исправят неполадку с шумовым оружием. Делать нечего, пришлось тюремным стражникам вступить в диалог с приговоренным Оводом, используя лишь импровизацию. Пока артисты отходили от сценария и говорили сплошную отсебятину, из-за кулис доносился едва уловимый шепот:
— «Сейчас, уже заряжают, подождите немного…»
Евгений Александрович, даже будучи молодым актером, решил не отставать от коллег и тоже удариться в импровизацию. И вот, он подошел к Оводу и начал проверять пистолет, заглянул к нему в ствол и тут… За кулисами раздался оглушительный выстрел…
Евстигнеев от испуга потерял равновесие и повалился на Овода. Тот падать не хотел и в попытках устоять на ногах машинально ухватился за задник с нарисованной тюрьмой, повалив не только ее, но и стоящих рядом актеров.
Но даже в такой ситуации Евстигнеев не растерялся, и выбравшись из-под сваленных декораций закричал: — «Поднять тюрьму!». Разумеется, сломанный задник поднимать не стали, а просто опустили занавес.
Но самое примечательное в этой истории — это реакция зрителей. Увидев, как актеры разнесли тюрьму, они подумали, что это и был кульминационный момент пьесы, поэтому начали аплодировать.