Николай Олялин, Народный артист Украинской ССР, запомнился зрителям разных поколений прежде всего по главным ролям в военных фильмах и сериалах, таких как «Освобождение», «Бег», «Мир хижинам, война дворцам», «Обратной дороги нет», «Вижу цель», и многим другим.
Замечательный актёр с мужественной красотой, притягательным голосом и глубоким взглядом, отражающим весь ужас и боль той страшной войны, он гениально создавал образы настоящих мужчин, честных, несгибаемых, верных долгу, держащих слово. Любуясь им на экране, люди думали: вот настоящий вояка, а Олялин не только не воевал, но даже не служил в армии.
Николай родился за месяц до начала ВОВ, семья с тремя мальчиками жила в маленькой деревушке Опихалино под Вологдой, отец, инвалид финской войны был портным, мать вела дом, держала скотину и огород. Все сведения о войне, которые так помогали ему в дальнейшем в работе над ролями, маленький Олялин почерпнул от фронтовиков, возвращавшихся домой через Вологду:
«Все шли через наш дом. Без ног, без рук, изуродованные войной люди. Я помню, у меня всё время лезли глаза на лоб, когда вдруг они, выпив водки, начинали, вспоминая, плакать. Для меня это было непонятно, как это такие взрослые дяди, тёти, и вдруг плачут. А потом, когда с годами пришёл ко мне смысл этих слёз, я сам уже начал плакать» — вспоминал актёр спустя годы.
Его старший брат ездил в райцентр занимался в кружке самодеятельности в местном Доме пионеров, и Николай, уже учась в школе, стал ездить вместе с ним. Он так увлёкся игрой на сцене, что решил поступать в театральный после получения аттестата, но отец, видевший своих сыновей не кем иным, кроме как военными, запретил. Он отправил 17-летнего Колю поступать в Ленинградское военно-топографическое училище, но непослушный сын специально завалил экзамены и подал документы в ЛГИТМиК, куда прошёл с первого раза.
В 1964 году получив дипломы, весь курс института вместе с Олялиным был направлен в Красноярск, где как раз открыли ТЮЗ. С руководством театра отношения не сложились сразу – Николай нарисовал на главрежа забавную эпиграмму и тот обиделся, стал ограничивать молодого актёра в ролях, говорили даже, что скрывал от него приглашения от кинорежиссёров. Но всё-таки в следующем году Олялин уехал на съёмки – на главную роль в драму «Дни лётные» его утвердили вовсе без проб, только по фотографиям, хранившимся в картотеках киностудий.
После успешного дебюта Николай вернулся в Красноярск и в ближайшие годы мимо него прошли вызовы на пробы к фильмам «Майор Вихрь», «Сильные духом», «Щит и меч» — телеграммы актёру просто не отдавали. Благодаря коллеге, близкой к администрации театра, он узнал о приглашении на пробы главной роли в киноэпопее «Освобождение», и понимая, что просто так уехать не удастся, взял больничный, сказав, что едет в санаторий, а сам отправился в Москву на «Мосфильм». Съёмочная команда фильма – режиссёр Юрий Озеров, оператор Игорь Слабневич, и художник Александр Мягков, люди, прошедшие войну, сразу разглядели в Олялине главного героя Сергея Цветаева и утвердили его единогласно.
Военную киноэпопею «Освобождение», в которую вошли фильмы «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин. Последний штурм» посмотрело огромное количество зрителей – около 400 миллионов, картину показывали более чем в ста странах мира, создатели были удостоены Ленинской премии. Николай создал настолько убедительный и достоверный образ капитана-артиллериста Сергея Цветаева, что в его реальное существование поверили многие, в том числе и настоящие фронтовики, узнававшие в этом русском солдате себя.
Когда на праздник 9 Мая Олялин шёл с сыном по Красной площади, к нему, как к старому знакомому, бросались ветераны: «Помнишь, как мы с тобой под Курском?», «А помнишь, как мы с тобой на Лютеже?», «Ты же у меня под Кёнигсбергом заряжающим был!» В такие моменты Николай Владимирович не мог сдержать слёз.
После громкого успеха ему предложили войти в штат киностудии им. Довженко и актёр с великой радостью согласился, переехал в Киев вместе с женой Нелли. Они познакомились в Красноярске, девушка работала в райкоме комсомола, отвечала за организацию культурно-массовых мероприятий и как-то привлекла Олялина к чтению стихов на торжественном вечере, посвящённом празднованию Дня Великой Октябрьской революции. С тех пор они подружились, и вскоре взаимная симпатия переросла в более сильное чувство, молодые люди полюбили друг друга и вскоре поженились.
Нелли провожала мужа на дебютные съёмки в 1965 году, внушила ему при расставании, что всё пройдёт хорошо, и Николай будет знаменит. Через год в семье родился первенец Владимир, а ещё через некоторое время семья перебралась в Киев, где появилась на свет дочь Ольга. Красивый, мужественный, и популярный Олялин пользовался невероятным успехом у женщин, толпы поклонниц поджидали его у ворот киностудии, открытки с его изображением в киосках раскупались моментально.
Но не возможные увлечения и романы мужа тревожили Нелли (она была уверена в его любви и преданности), а злоупотребление алкоголем, которое возникло как следствие широкой известности – слишком много желающих было выпить с актёром, повспоминать войну, а он не имел сил, а потом уже и желания, никому отказать. Несколько лет жена пыталась бороться с пагубным пристрастием Николая, а потом через знакомых записала его на лечение к хорошему наркологу.
Пройдя курс Олялин раз и навсегда забыл о выпивке, стал больше времени уделять семье, много и плодотворно работал. Его известность росла, главных ролей было много, преобладали среди них военные, капитаны и лейтенанты со временем уступили место полковникам и генералам. Облик актёра настолько слился в памяти народа с образом военного или милицейского, что ему стали отдавать честь даже в Кремле:
«…вот мы заходим в Кремль, все достают документы. Я подхожу, тоже достаю. А милиционеры почему-то отдают честь и пропускают меня» — рассказывал Олялин.
В 70-80-х годах актёр снялся в десятках фильмов и сериалов, больше всего поклонникам запомнились его замечательные работы в лентах «Джентльмены удачи», «Океан», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Долг», «Вижу цель», «Шёл четвёртый год войны…», «В одну единственную жизнь», и другие. В конце 80-х Олялил решил заняться режиссурой, поставил по собственным сценариям два фильма и сам сыграл в них главные роли – «Не отстреленная музыка» и «Тёплая мозаика ретро и чуть-чуть».
Следующим режиссёрским проектом должен был стать фильм «Воля», но у Николая Владимировича начались проблемы с сердцем, врачи советовали срочно сделать операцию и не перенапрягаться в профессиональном плане, поэтому планы по созданию картины пришлось отложить.
В середине 90-х начале нулевых актёр снимался мало, он перенёс аортокоронарное шунтирование, инфаркт, клиническую смерть, и так до конца и не оправился, на протяжении всех лет беспокоили боли в сердце, недомогание, слабость. Да и фильмов, в которых по-настоящему захотелось бы сняться, с начала перестройки он не видел, поэтому и не жалел, что практически выпал из профессии. Заниматься режиссурой не было ни сил, ни денег, да и те две картины, что он снял, не нашли понимания у зрителя, а желания создать очередной мыльный сериал или низкопробный боевик у Олялина не было.
Николай Владимирович прожил с женой счастливо и дружно более 40 лет, вырастил достойных детей, которые правда не пошли по его стопам, зато внук Александр занимается созданием анимационных фильмов. Семья так и осталась жить в Киеве, где актёр получил почётные звания Заслуженного и Народного артиста УССР, а в новом веке был награждён Орденом князя Ярослава Мудрого V степени — за выдающиеся заслуги перед Украинским государством в области киноискусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность.
Николай Олялин ушёл из жизни 17 ноября 2009 года в возрасте 68 лет от обширного инфаркта, был похоронен на Байковом кладбище в Киеве. Он не дожил до того дня, когда русофобия захлестнула Украину и город, который он полюбил всей душой, не увидел, как по всей стране унижают и обесценивают сам облик советского солдата-освободителя и память о нём, круша и демонтируя воздвигнутые ему памятники…