Как сложилась судьба яркой актрисы Евгении Сабельниковой, буквально выдавленной из СССР в эмиграцию

кадр из фильма «Просто Саша»

Евгения получила всесоюзную известность после выхода на экраны музыкальной сказки по мотивам одноименной пьесы С.Маршака «Горя бояться – счастья не видать», в которой сыграла главную роль Насти.

Успех был шумным, о Сабельниковой заговорили, её фотографии появились на обложках журналов, в том числе в «Советском экране», но ожидаемого взлёта карьеры не последовало – актриса продолжила играть второстепенные роли и эпизоды, и иногда даже её фамилия не упоминалась в титрах.

кадр из фильма «Горя бояться – счастья не видать»

Женя родилась в 1951 году в Ленинграде, с детства была увлечена литературой и театром, очень много читала, а в школьные годы стала заниматься в Театре юношеского творчества, где впервые вышла на сцену. Именно тогда она окончательно определилась с будущей профессией, и после окончания школы с первой попытки поступила на актёрский факультет ЛГИТМиКа.

Уже на третьем курсе талантливую студентку пригласили сниматься в кино, доверив ей небольшие роли в картинах «Ночная смена» и «Семь невест ефрейтора Збруева». Потом были интересные работы в фильмах «Последние дни Помпеи» и «Учитель пения», тогда же Евгения получила диплом и стала штатной актрисой киностудии «Ленфильм».

В 1973 году она стала знаменитой, снявшись в сказке «Горя бояться – счастья не видать», а также встретила свою первую большую любовь – Валерия Золотухина. Они познакомились на съёмках военной драмы «О тех, кого помню и люблю», где Сабельникова сыграла Катю Сомову, а Золотухин – старшего лейтенанта Егора Васильева. Между актёрами возник служебный роман, у которого не было будущего – Валерий был женат на Нине Шацкой, воспитывал маленького сына Дениса и разводиться не собирался.

Но и от молоденькой Женечки он отказываться не хотел, настойчиво ухаживал, звонил по несколько раз на дню, в основном из театра, и вскоре в бухгалтерию стали приходить огромные телефонные счета – по 400 рублей! Он ездил к ней в Ленинград, обожал устраивать неожиданные сюрпризы, вот такие, например, нимало не заботясь о том, что ради Жени срывал съёмки:

«Золотухин ехал на съёмки на «Мосфильм» на такси, но чуть ли не у ворот попросил водителя развернуться и отправиться на другую студию. «Горького?» – спросил таксист. Актёр ответил: «Нет, на «Ленфильм».

кадр из фильма «О тех, кого помню и люблю»

Так продолжалось около года, а потом отец актрисы получил направление в Москву, семья переехала, и Сабельникова была принята в труппу театра киноактёра и в постоянный состав киностудии «Мосфильм». Их встречи с Золотухиным продолжались уже в столице, становились всё более частыми, пока о них не узнала Шацкая. Она явилась к родителям Евгении и попросила вразумить дочь, внушить ей, чтобы оставила в покое женатого человека, у которого маленький ребёнок.

Вся эта ситуация очень тяжело повлияла на актрису, она рассталась с Валерием и погрузилась в депрессию – ничто не радовало. Говорили, что её скоропалительное замужество стало своеобразным вызовом, попыткой «выбить клин клином», поставить окончательную точку в отношениях и забыть свою любовь. Евгения родила дочь, но брак вскоре распался, она осталась с малышкой одна.

В середине 70-х она снималась довольно часто, и хоть роли по-прежнему были второстепенные, Сабельникой удавалось сделать их яркими и запоминающимися. Кроме того, она часто работала на дубляже и озвучке отечественных и зарубежных фильмов и мультфильмов, это её голосом говорят героини Клаудии Марсиани и Изабель Юппер, она озвучила Ирину Алфёрову в «Учителе пения» и Галину Беляеву в «Мнимом больном» и «Моём ласковом и нежном звере».

кадр из фильма «Учитель пения»

В начале 80-х актриса познакомилась с австрийцем, и через некоторое время вышла за него замуж, не подозревая, что этот шаг поставит крест на её карьере, да и вообще на всей дальнейшей жизни. Тогда браки с иностранцами не приветствовались, СССР находился в состоянии холодной войны, а Австрия входила в число стран «вражеского лагеря», хоть и сохраняла нейтралитет. Возможно, если бы Евгения вышла за болгарина, югослава или румына, ничего страшного не случилось бы, но австриец считался в те годы самым настоящим буржуем, и к тому же – почти фашистом.

В одночасье Сабельникову перестали приглашать на пробы, а её фотографии изъяли из картотеки «Мосфильма». Друзья стали избегать её, коллеги перестали даже здороваться, Евгения оказалась в полном вакууме и практически без работы – у неё осталось только озвучивание. Муж уговаривал её уехать к нему на родину, но она тянула, продолжая надеяться, что всё ещё изменится к лучшему – понимала, что в чужой стране как актриса она никому не нужна, и не находила в себе сил отказаться от любимой профессии.

Последний фильм, в котором Евгения сыграла небольшую роль журналистки Эльзы Краймер «Мы обвиняем», вышел в 1985 году, а вскоре её вызвали в отдел кадров киностудии и объявили об увольнении. Таким образом, актриса лишилась и единственного заработка – дубляжа, а если учесть, что в театре её давно сняли с тех спектаклей, в которых она была задействована, ситуация стала весьма плачевной. Сабельникову буквально выдавили из профессии, будто вынуждая уехать, но она всё ещё надеялась на что-то, пока не забеременела.

кадр из фильма «Оленья охота»

Ожидание малыша помогло ей решиться на отъезд — оформив документы, и больше уже ни на что не надеясь, актриса навсегда выехала из страны, которая практически вышвырнула её. С конца 80-х Евгения Алексеевна с семьёй проживает в Германии, её дочь и сын уже взрослые люди, у каждого из них своя семья. Сабельникова была права, подозревая, что в чужой стране её карьера не сложится — ей пришлось забыть об актёрстве, найти себе применение в других областях.

Несколько лет она не работала, воспитывала детей и учила язык, а позже нашла себя в педагогической деятельности. Евгения Алексеевна преподавала детям в Школе искусств актёрское мастерство, историю русской культуры и языка, занималась переводами.

В Германии она познакомилась с русским писателем Георгием Владимовым, эмигрантом, которого, почти также, как и её, заставили покинуть страну в 1983 году – между ними обнаружилось много общего, и они подружились. Сабельникова тоже замахнулась на писательство, пока это только очерки и рассказы, а большой труд – книга «Об эмиграции и эмигрантах» до сих пор ещё не закончен.

кадр из фильма «Смерть на взлёте»

Евгения Алексеевна довольна тем, как сложилась её жизнь, хоть до сих пор тоскует по родине. Пока были живы родители, она приезжала, а сейчас уже никто не ждёт её на родной земле, друзей давно не осталось. Они с супругом счастливы вместе уже 35 лет, и актриса очень благодарна ему за то, что когда-то смог уговорить её не гнаться за журавлём в небе..

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Как сложилась судьба яркой актрисы Евгении Сабельниковой, буквально выдавленной из СССР в эмиграцию