Среди советских артистов было немало простодушных, честных личностей, играющих не ради своей выгоды, а ради зрителей и культуры. Такие люди, как правило, не вмешиваются в чужие конфликты, не распространяются о личной жизни во всех подробностях и ни в коем случае не ведут себя высокомерно. По этой причине их редко обсуждают, а со временем они и вовсе стираются из памяти зрителей. В статье я напомню Вам о прекрасном артисте Борисе Зайденберге, известном по фильмам: “Освобождение”, “Гадюка”, “Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна”, “Всё решает мгновение” и “Дерзость”.
Борис Зайденберг появился на свет в солнечной Одессе. Неподалеку от его дома стояла небольшая сцена, на которой проходили праздничные концерты, а иногда там репетировали свои номера начинающие певцы, танцоры и актёры. Это было самое любимое место Бори. Можно сказать, он провёл всё свое детство в парке, где стояла эта сцена. А в юношеские годы, в период войны, он и сам там начал выступать – играл на гитаре и пел добрые песни, пытаясь поднять настроение проходящих мимо людей. Тогда Борис осознал, что музыка, спектакли, кино и прочие виды искусства – это не просто развлечение, а неотъемлемая и невероятно важная часть нашей жизни.
Несмотря на то, что Борис Зайденберг посвящал огромное количество времени вокалу и игре на гитаре, актёрская деятельность интересовала его куда больше. В 1945 году близкий друг посоветовал ему поступить в Ташкентский театральный вуз имени Островского, ссылаясь на то, что из-за недостатка абитуриентов туда принимают всех желающих. Прислушавшись к совету товарища, Зайденберг поехал в Ташкент и действительно поступил в этот институт без каких-либо трудностей. Спустя три года парня по распределению отправили работать в Магнитогорский театр, а вскоре он переехал в Брянск и устроился в местный драматический театр, которому отдал девять лет своей жизни. Борис Зайденберг работал бы там и дальше, если бы не тоска по родной Одессе. Ему хотелось быть рядом с родителями и старыми друзьями, поэтому в 1962 году он вернулся в отчий дом и жил там до конца своих дней, а служил он в русском драмтеатре имени Иванова. Стоит сказать, что почти все знаменитые театры Москвы и Ленинграда предлагали нашему герою выгодную работу, но он отказался от всех предложений. “Одесса – это мой дом, который я точно никогда больше не покину. Каждый камешек, каждое деревце, море, набережная, отзывчивые люди и всё остальное, что есть в этом городе, делает меня счастливым” – говорил актёр.
Однажды Борис Зайденберг пришёл в гости к своему хорошему другу – режиссёру Виктору Ивченко, который на тот момент готовился к съёмкам нового фильма “Гадюка”. Так как наш герой считал себя театральным актёром, в кино он играть не хотел, но сценарий “Гадюки” ему настолько понравился, что он стал просить Ивченко дать ему главную роль. Эта картина стала его дебютом, причём, очень успешным. Критики на протяжении нескольких лет ставили этот фильм в пример, а также называли дуэт Нинель Мышковой и Бориса Зайденберга идеальным. После сыгранного образа красного командира Емельянова, актёру предлагали только военные роли, что его очень расстраивало, ведь он хотел попробовать сыграть драматического или даже комедийного персонажа.
Альбина Скарга, артистка Одесского русского драмтеатра, была единственной женой нашего героя. Известно, что они прожили вместе почти тридцать лет и воспитали двоих детей – Юлю и Гену, тоже посвятивших жизнь лицедейству. Остальные подробности личной жизни Борис Зайденберг держал в секрете. На протяжении нескольких последних лет в сети “гуляет” слух, что артист, якобы, в годы перестройки развелся с супругой и женился на поклоннице, немке по национальности. Это откровенная чушь. По словам коллег, он гордился своими отношениями с женой и детьми, и ни за что бы не стал предавать семью.
В восьмидесятые годы Борис Ильич занял место режиссёра в родном театре, а также он устроился преподавателем сценической речи в музыкальную академию имени Неждановой. Работа забирала у актёра много сил. Он уходил в пять утра и только к одиннадцати часам ночи возвращался домой. В октябре 2000-ого года Борис Ильич ставил постановку “Вишнёвый сад”, и буквально через десять минут после того, как выступление закончилось, его сердце навсегда остановилось.