Человек-эпоха, философ с камерой в руках, везучий человек, проживший «неправильную жизнь». Такие характеристики давали знакомые и друзья Станислава Говорухина – человека, изменившего отечественное кино. Кто-то с ним не соглашался, кто-то – восхищался. Но все признавали, что Станислав Сергеевич – Личность, Мастер, Художник.
В 1990 году Станислав Говорухин выпустил свой самый неожиданный фильм – «Так жить нельзя», историческое полотно с подведением предварительных итогов жизни российского общества в ХХ столетии. Главная роль здесь уделялась социалистическому проекту, который определил вектор развития нашего Отечества на 70 лет.
Фильм «Так жить нельзя» вызвал много споров и привлек внимание общества. Но прошло десять лет, и режиссер заявил, что его фильм – большая ошибка, совершенная из-за близорукости. Он был обманут предателями, которые в 90-е разграбили страну. Но тогда, в начале 90-х, ни Говорухин, ни его соратники по режиссерскому мастерству, не знали, к чему приведет крушение советской империи.
Говорухину его ошибку простили – его более поздние фильмы, особенно «Ворошиловский стрелок», общество приняло. Он остался честен, он долгие годы был неправильным для власти, но верным искусству и своему зрителю.
Режиссером Говорухин стал случайно. После окончания школу он переехал из города Березники под Пермью в Казань, где поступил в геологический институт. Год он проработал по специальности, но потом понял, что ошибся с профессией.
Как-то, гуляя по городу Горький, Станислав Сергеевич увидел, как снимают кино. Он зашел на съемочную площадку, и долго смотрел, как переставляют реквизит, как готовятся к появлению в кадре актеры, как руководит процессом режиссер, сидя в кресле и попивая чай.
— Кто это? – спросил у зевак Говорухин.
— Это режиссер, он самый главный, он решает, каким будет фильм, — ответили ему.
— Хорошая профессия, — ответил будущий классик кино.
Через несколько лет Говорухин учился на режиссерском факультете ВГИКа и мечтал переехать в Одессу. Свой первый фильм «Вертикаль» он снимет именно на Одесской киностудии. Это кино откроет широкому зрителю Владимира Высоцкого. Потом на этой киностудии выйдут фильмы Говорухина «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Десять негритят» и сериал «Место встречи изменить нельзя».
Говорухин говорил, что ему свойственно выражать свою позицию жестко, открыто, бескомпромиссно, поэтому многие его критикуют. Его «Ворошиловский стрелок» вернул нашему кино в 1999 году социальную значимость, возможность диалога между властью и обществом, которому в те годы было непросто.
Михаил Ульянов после роли простого человека, вынужденного вершить самосуд в условиях тотальной коррупции и кумовства, стал народным героем.
— В фильме показана не месть, а возмездие, которое должно было совершить государство, но этого не произошло. И тогда за оружие взялся простой человек. Просто потому что у него не было другого выхода, — рассказал потом Станислав Сергеевич Говорухин.
Последний фильм режиссера «Конец прекрасной эпохи» вышел в 2015 году за три года до ухода режиссера. После премьеры Говорухин признался, что у него больше нет сил снимать. Тогда ему было почти 80 лет.
А еще признался, что его зритель теперь не ходит в кинотеатры, поэтому современный мир чужд режиссеру. В этом мире не с кем обсудить книгу, поговорить по-человечески.
— А вообще, я прожил везучую жизнь. Может быть, неправильную, но на редкость везучую, — признался Станислав Говорухин.