Мы уже писали о том, что в фильме “Кавказская пленница” (1966) был показан социокультурный идеал 1960-х — комсомолка, студентка, спортсменка и — красавица Нина. При том, что её внешняя привлекательность базируется не на параметрах, а на совокупности качеств, где симпатичное лицо и хорошая фигура — явно не на первом месте, хотя, имеют место быть.
К слову, у Натальи Варлей — типичное для цирковой артистки телосложение — ладная, крепкая, мускулистая. Сегодня хотелось бы обсудить модный образ Нины, а он (образ) невероятно хорош, как оптимальный вариант для правильной девушки, тем не менее, следящей за трендами. Итак, в первой сцене, где Шурик и его осёл воодушевляются Ниной, её летящей походкой и — летящей юбочкой. Романтическая грёза.
Вообще, такой подол в 1960-х был “колоколом”, на нижних юбках, но здесь качающийся колокол был бы грубоват — нужен ветер (нижние юбки убраны). С точки зрения киношной цветопередачи, костюм идеален — созвучие белого, синего и красного плюс — белый платок, добавляющий динамику. К середине 1960-х клёш, колокол стали выходить из моды, их потеснил прямой силуэт с минимальным количеством вытачек или вовсе без них.
Сосуществование прямого и колоколообразного силуэтов в пределах одного журнала!
В 1964-1966 годах эти два силуэта сосуществовали. Подол становился всё короче и наступала эра мини. В Лондоне и Париже сразу два модельера — Мэри Куант и Андре Курреж — выпустили на подиум манекенщиц в каких-то детских платьях. Мини — это игра в детско-подростковый стиль, в смешливую ребячливость, свойственную 1960-м годам. Плюс тема геометрического минимализма, когда всё должно быть ясным и прямым.
Однако массово мини ещё мало, кто носил — даже в западных журналах, вроде немецкой Burda Moden, показывались модели в миди. У нашей героини есть такое простое, лаконичное платьице, в той сцене, где она открывает вместе с товарищем Сааховым новый ЗАГС. Это скромное мини, где видно лишь коленки, что было нормой. В самый раз. И тут всё прекрасно с точки зрения цвета — в приглушённый перванш резко врывается белый, праздничный.
Мы здесь видим интересную деталь — белую ленту, опоясывающую причёску, но допускался и пластмассовый обруч. В другом фильме Леонида Гайдая — в “Бриллиантовой руке” (1968) белую ленту носит уже Анна Сергеевна, да и вообще найти в тогдашних журналах этот аксессуар не составило никакого труда. Писалось, что это заменяет …шляпку. И да — в 1960-х шляпа перестала быть обязательной для дамы, равно как и летние перчатки. Эпоха тотального упрощения!
У Нины — очаровательные туфельки на низкой шпильке, такие носили с всё укорачивающейся юбочкой, а к концу десятилетия шпилька уступила место низкому и широкому каблуку. О, да! Бриджи со спортивной обувью, в которых красавица-комсомолка отплясывала “буржуйский” (шутка) твист!Гайдай совершил забавную диверсию — обычно в обтягивающих штанишках рисовали мажорок-тунеядок-прогульщиц. А тут — идеальная фемина.
Впрочем, во Франции ту же Брижит Бардо осуждали за ношение брючек-капри в Сен-Тропе, так что советская мораль тут ни при чём. И — хит времени! Цветные колготки. Вообще, колготки и на Западе были новинкой, их внедрение происходило сложно — большинство женщин привыкли к чулкам и неохотно пробовали вещь, где пояс и чулки зачем-то вместе. Развернулась массированная реклама новинки, чтобы дамы покупали странную штуку.
Вообще, колготки — это ответ на возникновение длины мини, ибо часто юбка …начиналась примерно там, где заканчивались чулки. А если акцент идёт на стройные ноги, и вообще — на ноги (любые), то важно их выделить и явить. Отсюда — цветность и яркость. Не могу сказать, что в СССР и странах социализма женщины массово носили фиолетовые образцы, но у Натальи Варлей они были! В общем, замечательная девушка во всех отношениях.