Когда-то Владимир Меньшов сказал: «Снимать кино надо o любви! Потому что русскому народу любовь необходима! Иначе озлобится!» И наше киноруководство такие фильмы поощряло. Но редко бывало, чтобы фильм получался целиком о любви. Обычно всё время любовь на экране профильтровывалась через трудовые, профессиональные, военные будни героев, как-то вскользь и всё больше фоном. Но так чтобы главным героем фильма стала сама любовь, такое в 1960-е годы случалось редко. Наверно поэтому колоссальным успехом у публики пользовались фильмы Эльёра Ишмухамедова «Нежность» и «Влюблённые». А до этого — фильмы «Любить» М. Калика (правда почти сразу лёгшего на полку) и «Ещё раз про любовь» Г. Натансона.
Кинофильм «Каждый вечер в одиннадцать» снятый Самсоном Самсоновым был снят в тоже время что и «Ещё раз про любовь». И что неудивительно сценарий написал тот же Эдвард Радзинский. Причём написал для своей дамы сердца, в тот момент супруги, Татьяны Дорониной. Но Татьяна Васильевна сценарий отринула, не найдя его интересным, и отказалась сниматься. Тогда на горизонте появился Самсон Самсонов, который понял, что в главной женской роли может раскрыться его супруга Маргарита Володина. Работа над фильмом стала их шестой совместной работой в кино, правда и последней.
В кинопрессе фильм подвергся несправедливой разгромной критике, обвинялся в мелкотемье, мещанстве, дурном вкусе. Распространённая для того времени история. Генералы от кино были неприкасаемы для критики, вот она и отыгрывалась на Самсонове, Юнгвальд-Хилькевиче, Натансоне, Воинове, Полоке, Тарковском и ряде других режиссеров, не носивших генеральские погоны.
«Два очень взрослых человека наивно и нудно разыгрывают любовь по телефону, словно они пятнадцатилетние школьники. Для актрисы Володиной эта роль совершенно не подходит — слишком она скучная и нудная, да и по возрасту старовата. С трудом верится, что она оканчивает институт. Что касается актёра Ножкина, то этот скучнейший и внешне отвратительный тип никак не похож на влюбленного и сыграл эту роль посредственно. В фильме нет и намёка на нежность и романтику, которые должны сопутствовать влюбленности» — вот примерно такие рецензии заслужил романтический фильм о любви Самсона Самсонова.
Поэтому фильм не получил высокую категорию, и не то чтобы был положен на полку, но шёл очень малым показом в кинотеатрах, и лишь раз мелькнул на телевидении в какое-то неурочное время.
Впрочем и этого одного разика хватило зрителям, чтобы полюбить картину. Михаил Ножкин вспоминал: «Очень люблю эту картину. Фильм прошёл, рецензии были так себе, средние, если не сказать — неважные. Но зрительский вал — фантастический. Мешки писем. Его смотрели по пять-шесть раз. Мы коснулись очень важной темы: как найти свою половину, создать семью, подойти к понравившейся девушке. Именно человеческая история людей тронула. Чистота отношений. И вот результат — через полгода пришло грозное письмо из Министерства связи в Союз кинематографистов: «Вы понимаете, что у нас уже полгода все телефонные линии с десяти вечера до часа ночи забиты? Никто не может дозвониться». Ко мне столько раз люди подходили и говорили — мы благодаря вам и вашему фильму познакомились по телефону и очень дружно живём. Вы у нас как крёстный отец. Чистое влияние искусства!».
И правда, для многих этот фильм — один из запомнившихся фильмов юности, молодости. Красивая мелодрама с хорошими актёрами, отличной музыкой, стильной и изысканной операторской работой Анатолия Петрицкого в черно-белом изображении, который ещё только отошёл от грандиозной занятости в «Войне и мире».
Э. Радзинский в сценарии переписал в необходимом ключе сюжет рассказа Анара Рзаева «Я, ты, он и телефон». Действие перенесено из Баку в курортный город, очевидно что Сочи, Сеймур и Медина стали Стасом и Людой, изменилась биография героини. В рассказе она в прошлом была стюардессой, муж был лётчиком и погиб в авиакатастрофе. Она в том полёте с ним не была, так как была беременна. Это спасло ей жизнь, но ребёнка она потеряла от сильного нервного потрясения при известии о гибели мужа. В рассказе Сеймур так и не признался Медине, что её ночной собеседник — это он.
Сценарист Радзинский адаптировал рассказ к специфике кинематографа и к романтике 60-х годов — получилось очень трогательно и современно для того времени.
Главную положительную роль в фильме сыграла музыка гениального Эдуарда Артемьева. Она создает такой мощный эмоциональный настрой, сшивает красивой ниткой сюжетные линии телефонных, ресторанных и приморских разговоров. А ещё славный город Сочи, море, чайки и музыка, конечно, создавали чудесный антураж, созвучный лирической теме фильма.
Михаил Ножкин в картине очень трогательный и романтичный. Совсем не похож на Пашу Матвеева из «резидентиады» и на своих других мужественных героев. Конечно, снимайся в картине Доронина, то и Ножкину места бы там не нашлось. Играл бы какой-нибудь дежурный Ефремов или Лазарев, или статусный Стриженов. Но под Маргариту Володину нужно было найти героя подходящего ей по характеру. И Самсон Самсонов совсем не ошибся выбрав Ножкина. Последний нашёл ключики с непростому характеру штучной актрисы, которую многие партнёры побаивались, называл её запросто Маргошей, так что химия любви на экране заварилась и выглядела правдивой.
Странно, что для автора песен Ножкина в этой картине совсем не нашлось места. Ведь в это время М. Ножкин гремел на всю страну со своими песнями. Ну, хотя бы в сцене в ресторане, где герои танцуют, можно было вставить песню про последнюю электричку, но вместо этого звучит вокализ в исполнении оркестра и саксофониста Л. Каневского. Наверно С. Самсонов решил, что шибко учёный очкарик — герой Ножкина, слишком далёк от песен. Хотя псевдозэк Паша Матвеев вполне себе поёт ножкинские патриотические песни на экране и ничего.
Кстати об исполнении песни Э. Артемьева на стихи М. Матусовского «Говори со мной». Создалось такое впечатление, что музыканты в фильме самые настоящие, так они замечательно смотрятся с инструментами, и так виртуозно имитируют вокальные партии, что веришь в их настоящесть. Пианиста — прототип Ю. Саульского — сыграл артист Ерванд Арзуманян. Саксофониста — наш легендарный Шурик — Леонид Каневский. Гитаристов — известные артисты Станислав Михин и Виталий Киселёв. Барабанщика в чёрных очках — артист Виталий Комиссаров. Да и все остальные красавцы-мужчины — тромбонист, трубач, вокалист — актёры.
В других малозначительных ролях засветились известные актёры. В ресторане лихо выплясывает твист Владимир Грамматиков, непонятно каким ветром занесённый на съёмки в Сочи. Одну из дам, называющих цифру, сыграла Изольда Извицкая. Актрисе оставалось жить всего ничего. Она уже уходила, и эта киноработа стала в её послужном списке последней. Другую девушку называющую цифру сыграла Лариса Викел, очень популярная в 60-е годы актриса, после совсем пропавшая из мира кино. В ресторане в роли официантки засветилась Алла Будницкая, а за одним из ресторанных столиков сидит известная актриса Маргарита Жарова. А красивую девушку из машбюро, что так желала соблазнить героя Ножкина Стаса, и что прожигает воркующих героев своими ревнивыми очами, сыграла известная актриса театра им. Маяковского Антонина Цыганкова.
Что за медаль на груди у героя М. Ножкина во время исполнения песни? Только самые глазастые зрители разглядели что это медаль имени двухкопеечной монеты — символа любви и встречи героев.
После картины, многие женщины просили сделать им стрижку под Маргариту Володину. Мало кто из женщин догадывался, что актриса играет в специально изготовленном работниками Мосфильма парике.
Клод Лелуш, снявший в 1966 году картину «Мужчина и женщина», сказал, что если бы раньше увидел Маргариту Володину, то она сыграла бы в его фильме вместо Анук Эме. Фильмы в целом чем-то перекликаются. И музыка в обоих фильмах решает на экране многое.
Жаль, что мало снималась Маргарита Володина. Её участь печальна. Она камерная, очень своеобразная актриса, под неё специально нужно было писать сценарии и снимать фильмы. Советская эпоха не соответствовала этому, да и характер её тоже. После разрыва с Самсоновым актриса редко появлялась на экране, а потом растворилась во французской действительности.
Какие же главные герои оба молодые и красивые в этом фильме, талантливые, естественные, лиричные и профессиональные. Это тот случай, когда есть что играть и кому играть.
Всё дальше уходит это время и всё меньше сведений об артистах, которые оба до сих пор живы. Они для нас навсегда останутся молодыми и влюблёнными как в замечательной картине «Каждый вечер в одиннадцать».