Поклонникам Эльдара Рязанова хорошо известно, что его лучшие киноработы созданы в соавторстве с известным драматургом и сценаристом Эмилем Брагинским. В результате это многолетнего совместного творчества появились такие фильмы, как «Зигзаг удачи», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Гараж», «Вокзал для двоих». Также известно о двух совместно написанных пьесах, которые были поставлены в театрах.
Причем Эмиль Вениаминович однажды признался, что большинство его совместных сценариев с Рязановым были в бо́льшей мере написаны сами режиссёром, а он лишь помогала ему как профессиональный драматург. То есть сами истории и героев сочинял Рязанов, а Брагинский помогал перекладывать эти сюжеты в сценарный формат. Также были написаны и две театральные пьесы: «Сослуживцы» и «Родственники».
Оба спектакля с успехом шли в театрах по всей стране, но самые известные постановки этих пьес были в Московском театре имени Маяковского.
Несмотря на то, что спектакль «Сослуживцы», поставленный в Маяковке режиссёрами Герасимовой и Кондратьевым, имел большой успех у зрителей и даже был экранизирован в качестве телеспектакля, Рязанову он категорически не понравился. Позже Рязанов без обиняков рассказывал, что ему в той постановке не нравилось всё: и набор актёров, и эмоциональный фон, на котором был отыгран сюжет, и динамика событий, и замены сцен и т.д.
Свой фильм по этой пьесе он снял в противопоставление уже ставшему знаменитым спектаклю и, чтобы дистанцироваться от него, даже дал фильму новое название – «Служебный роман».
А вот что касается второй театральной постановке в Маяковке — его пьесы «Родственники», Рязанов был менее критичен.
Этот спектакль в 1981 году тоже экранизировали на телевидении и даже пару раз успели показать телезрителям, но в 1982 году его убрали «на полку» и более семи лет этот фильм-спектакль больше никто не видел.
Сегодня есть две версии, почему это произошло. В 2003 году главреж Маяковки Сергей Арцибашев заявил, что телеспектакль убрали из эфира по просьбе его предшественника Андрея Александровича Гончарова. Тому показалось, что после телетрансляций зрителей в зале на этом спектакле стало меньше. Причем не только в Москве, но и на гастролях в других городах. И он, используя свою личную дружбу с председателем Гостелерадио Сергеем Лапиным добился, чтобы телеспектакль больше не показывали.
Но у этой версии нет других доказательств, кроме слов Арцибашева, сказанных им лишь однажды. Зато другую версию повторили несколько авторитетных чиновников из кино. А вот по их мнению, сам Эльдар Рязанов подключил свои связи, чтобы навсегда спрятать телеспектакль «на полку».
Дело в том, что в середине 80-х годов Рязанов собирался снять художественный фильм по этой пьесе и даже использовать в своей картине некоторых актёров из спектакля на тех же ролях. Естественно, чтобы у зрителей не возникало некое «дежа вю» при просмотре фильма, телеспектакль нужно было спрятать. И желательно навсегда.
Но в середине 80-х годов ситуация в стране резко изменилась, что позволило Рязанову взяться за более смелые сценарии. Поэтому он отказался от прежней затеи с «Родственниками», а про уже спрятанный телеспектакль все благополучно забыли.
Его показали лишь в 1989 году. В то время наш телеэфир был заполнен иностранными кинохитами и новыми прорывными телепрограммами, поэтому телеспектакль прошел незамеченным, и о нём уже окончательно все забыли.
А между тем постановка очень неплохая. С моей точки зрения, даже более динамичная и юморная, чем «Сослуживцы» и «Служебный роман».