Этот мальчик, снявшийся в роли Джонни, «вождя краснокожих», запомнился всем зрителям. И хотя комедия «Деловые люди» по новеллам О. Генри («Вождь краснокожих» — одна из трёх новелл фильма) вышла в 1962 году, рыжеволосого маленького сорванца, заставившего обратиться в бегство опытных взрослых похитителей, прекрасно помнят до сих пор. Мы расскажем, почему жизнь Сергея Тихонова, сыгравшего Джонни, оказалась до обидного короткой.
Давайте вспомним о короткой жизни и трагической смерти юноши, который мог стать гордостью кинематографа
В роли «вождя краснокожих» могла сняться Надежда Румянцева
Задумывая комедию по рассказам О. Генри, Леонид Гайдай, который тогда ещё не был ни знаменитым, ни великим, поначалу хотел снять в роли Джонни Дорсета… Надежду Румянцеву! По его мнению, 32-летняя актриса сумела бы ярко воплотить образ хулиганистого мальчишки. Неизвестно, что за кино мы бы в результате увидели, только режиссёр всё-таки передумал: решил искать именно парня. И нашёл. 12-летний Серёжа Тихонов гениально перевоплотился в отчаянного Джонни — «вождя краснокожих», который довёл своих похитителей до приступа паники ужасным поведением. Компанию ему составили талантливые актёры Георгий Вицин и Алексей Смирнов.
«Мальчиш-Плохиш»: «Я только штаны подтяну!»
Когда фильм вышел на экраны, публика пришла в восторг: зрители изнемогали от хохота, наблюдая, как мастерски издевается маленький Джонни над решившими заработать на его похищении преступниками. Актёрский талант Серёжи оценили и профессионалы. Почти сразу же его пригласили сыграть Мальчиша-Плохиша в фильме «Сказка о Мальчише-Кибальчише». Режиссёр Евгений Шерстобитов остался очень доволен работой Серёжи: его круглолицый Плохиш, хоть и был отрицательным персонажем, почти затмил главного героя, храброго Кибальчиша.
Экранизированная патриотическая сказка Аркадия Гайдара стала довольно популярной у зрителей — в том числе и благодаря юмористическим ноткам, внесённым Серёжей Тихоновым. Очень уж потешный вышел у него Плохиш, готовый продаться врагам за корзину печенья и ведро варенья: «Сейчас, только штаны подтяну!». Позднее Евгений Шерстобитов вспоминал, что Тихонова любили на площадке все: «А актёр он был великолепный, от Бога. И заводила настоящий. Ведь у нас снималось множество мальчишек-мальчишей, а заводилой был даже не исполнитель роли Кибальчиша Серёжа Остапенко, а именно он, краснопресненский московский «плохиш».
Он ребят и купаться таскал, и розыгрыши всякие устраивал, на месте вообще не сидел. И работать с ним было легко. Мы, когда пригласили на картину Мартинсона (Сергей Мартинсон играл в фильме шпиона буржуинов, — ред.), а это уже была звезда союзной величины, он сначала сомневался, но потом посмотрел материал, познакомился с Серёжей, с которым ему предстояло играть основные сцены (помните? «А пряник медовый дашь? А два дашь? А теперь халву гони, а то ничего не скажу…») и согласился. И они с Серёжей стали чуть ли не друзьями».
Кстати, Серёжа, как рассказывали, был страшным сладкоежкой. Для сцен с Плохишом приготовили множество сладостей, но в перерывах Тихонов успевал умять половину всех припасов. Его останавливали: «Ты не очень-то старайся, нам ещё полдня снимать…». К пятому дублю, когда Серёжа уже смотреть не мог на печенье, он просил пощады: «Дайте водички…».
«Дубравка» и разочарование во ВГИКе
Был в жизни Сергея Тихонова и третий фильм — «Дубравка» с Линой Бракните в главной роли. И снова ему досталась роль хулиганистого подростка. Персонаж Тихонова — подросток Утюг — возглавлял в фильме мальчишескую «банду», гонявшуюся за девочкой. В одном из эпизодов он нарвался-таки на фингал под глазом: с храброй Дубравкой не так-то просто было сладить! Зрителям очень нравилось всё, что делал на экране Сергей. Многие ждали его новых появлений, но, к сожалению, этими тремя киноработами творчество Сергея и ограничилось.
К тому времени Сергей учился уже в старших классах. Воодушевлённый успехом, парень решил учиться на артиста: ведь его так хвалили и режиссёры, и зрители, что он не сомневался в своём таланте.
Тихонов подал документы во ВГИК. Как раз тогда курс набирали Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Типаж Сергея им не слишком понравился, и его не приняли. Можно ли этот эпизод считать причиной всего, что произошло в дальнейшем и что привело к трагедии? Можно ли обвинять уважаемых мэтров советского кино в том, что они «сломали жизнь» юному дарованию? Сложно сказать: ведь Сергей не был единственным, кого не приняли в институт, и вряд ли это стало настолько сильным ударом, что лишило его желания учиться дальше. Впрочем, кто об этом может судить…
Тёмная история…
Как бы там ни было, только вместо ВГИКа Тихонов оказался на срочной службе. Благополучно демобилизовался через два года. Но не стал возобновлять попытки поступить во ВГИК, да и вообще не захотел продолжать учиться. Вместо этого пошёл работать на завод — слесарем. Поговаривали, что связался с «дурной компанией», что частенько пропадал на ипподроме — с детства азартный и увлекающийся, он делал ставки, иногда успешно, иногда проигрывал.
А потом стало известно, что молодой человек погиб под колёсами трамвая. Что произошло на самом деле? Никто толком не знает. Ходили слухи, будто Сергей не то задолжал серьёзные деньги, не то слишком много знал о делах ипподрома и связанной с ним мафии… Толкнули его на рельсы преступные руки? Или его гибель была банальным несчастным случаем? Теперь трудно сказать.