Знаменитая военная драма Михаила Калатозова вышла на экраны в далеком 1957 году — и изменила правила жанра, продемонстрировала на мировой арене новые возможности кино. Но советским кинематографистам удалось снять революционное и культовое кино?
В основу легендарной картины легла пьеса Виктора Розова «Вечно живые»: она была написана еще в 1944 году, но ее время настало лишь спустя 13 лет. Лаконичный, бытовой сюжет, лишенный военного пафоса стал ключом к главной черте драмы — фильм показал войну за пределами линии фронта и сосредоточился на простых человеческих трагедиях. В том числе поэтому рабочим названием ленты было «За твою жизнь».
Часто минимализм текста позволяет нарастить вокруг него грандиозный и выдающийся фильм. Так, идею картины расширили: появились более глубокие сцены гибели родителей Вероники, спасение ребенка героиней и бомбежка столицы.
Со временем «Летят журавли» превратился в фильм, который символизировал советское кино наряду с Тарковским или Шепитько, но съемки военной драмы проходили в тяжелейших условиях и с трудом давались команде. Так, Алексей Баталов даже всерьез пострадал на съемках. В сцене, где герой борется против солдата, артист случайно упал в воду — оттуда торчали, как пики, обрубки стволов. Баталов сильно повредил лицо, но вернулся к своей роли. После падения он был уверен, что может попрощаться с карьерой в кино, но на память от съемок ему всего лишь остались несколько шрамов и швов.
Особенным прорывом в фильме стала операторская работа Сергея Урусевского, без которой невозможно говорить о «Летят журавли». Опытный оператор использовал преимущественно ручную камеру со сверхширокоугольным объективом 18 миллиметров, которая позволяла захватить самые тонкие эмоции героев с необходимой долей неустойчивости. Кроме того, он старался достичь плавности истории с помощью плавного, почти непрерывного движения кадра, ведь журавли летят.
Фильм вышел на экраны, но перед этим отправился на международную арену Каннского кинофестиваля. Ленту представила Татьяна Самойлова, еще одно открытие военной драмы, с ее нестандартной красотой и почти голливудским типажом в противовес советским красавицам.
Конкурентками Самойловой в тот год стали титаны — Софи Лорен и Женевьев Паж. Но артистке удалось выдержать. Фестиваль действительно открыл артистку миру: ее стали приглашать в европейские и голливудские проекты, однако советское руководство перерубило ей путь в мировое кино.
Во Франции военная драма имела колоссальный успех. Картину увидели более 5 миллионов зрителей: не только с субтитрами, но и в дубляже. Однако в СССР фильм встретили куда более прохладно и оказался лишь на десятом месте среди немногочисленных картин репертуара. Пусть зрители не сразу оценили по достоинству «Летят журавли», но с годами он стойко выдерживал проверки на прочность и оказался в авангарде советской классики.