Короткая жизнь и недораскрытое дарование Лилии Дмитриевны Журкиной оставляют смешанные чувства. Ведь в её биографии при определённых обстоятельствах всё могло сложиться намного ярче. Красивая и талантливая актриса оказалась никому не нужна, и внутренняя программа на самоуничтожение сработала на пять с плюсом.
Лилия Журкина, коренная москвичка, в юности и не помышляла об актёрской судьбе. После 8-го класса пошла в педагогическое училище. Несколько лет проработала в школе учительницей начальных классов. Она была начитанна, любила классическую музыку, разбиралась в живописи, собиралась учиться дальше педагогике. Писала очень хорошие стихи.
Вот стихи и сыграли в её судьбе определяющую роль. Оказавшись в компании молодых мхатовцев, она читала свои стихи проникновенно и свежо, и все наперебой её уговаривали идти в актрисы.
И она поступила в школу-студию МХАТ в 21 год с первой попытки. Отлично прочитала весь подготовленный материал и поразила всех пластичностью своих движений. Но самое главное — девушка была просто божественно красива! Устоять перед такой красотой приёмная комиссия не смогла. Тонкое лицо с огромными глазами, точёная фигура. С одной стороны какая-то античная внешность, с другой — заграничная, загадочная, нездешняя.
Получив высшее образование, она попала в самый лучший театр страны того времени, в «Современник». Молодая актриса к тому времени была замужем за преуспевающим богатым скульптором Олегом Иконниковым. Они жили роскошно, закатывали пиры. Иконников бесконечно её рисовал, и вообще боготворил.
Но она как-то быстро убежала из этой золотой клетки. Сама подала на развод. Правда, несколько раз их заворачивали обратно. Уж больно много они смеялись в ЗАГСе. В момент когда надо было быть серьёзными, они вдруг начинали хохотать.
История развода непроста. У Лилии начался бурный роман с неким французским подданным. Вообще французы были неравнодушны и к ней, и к её родной сестре Наташе. Наташа в итоге в 1976 году вышла замуж за француза и эмигрировала на берега Сены. А вот Лилия не сумела этого сделать. Говорили, что в неё влюбился сам Шарль Азнавур, который в то время часто посещал нашу страну. Как-то раз он с огромным букетом цветов прошёл через весь зал и подарил его Лилии. Эта история наделала много шуму.
Но как бы там ни было, французы ушли из её жизни. Им на смену пришли русские ухажёры. И в первую очередь актёры «Современника». А самым расторопным в борьбе за её руку и сердце оказался Евгений Евстигнеев.
Евстигнеев в то время был душой театра. На спектакль «Голый король» прорваться было невозможно. Первый раз увидев актёра на сцене Лиля произнесла: «Господи, какой же старый и страшный мужик!». Да, Евгений Александрович был далеко не красавец, да ещё и выглядел намного страше своих лет.
Но Евстигнеев завёлся не на шутку. Он подкладывал Лилии любовные записочки в карманы, умно подкалывал. Когда они вместе сидели на каких-нибудь театральных собраниях, Евстигнеев всё время дул ей в шею, заигрывая таким образом. Вот так дул, дул и надул! Девушка стала влюбляться.
Апофеозом их чувств стала поездка всей труппы театра на съёмки фильма «Строится мост». Вообще тогда, на берегах Волги, закрутилось много романов. Игорь Кваша крутил роман с Гурченко, Олег Даль с Ниной Дорошиной, Козаков — сразу с несколькими актрисами. Ефремов негодовал и называл всё это «квашизмами». Кричал, что от этих любовей и «квашизмов» у него голова кругом. Хотя, кто бы говорил! В Ефремова были почти поголовно влюблены все женщины театра. Кстати, возможно из-за этого и сам фильм получился каким-то легковесным и слабым.
И вот, в самый разгар съёмок, Евстигнеев с Журкиной загуляли всерьёз. Галина Волчек, супруга Евстигнеева, устраивала выволочки мужу. Кричала на него своим мощным режиссёрским басом так, что было слышно на другом берегу Волги. Подключилась к процессу и «Шура из бухгалтерии» — Людмила Иванова. Она была парторгом театра. Они песочили влюблённых, промывали им мозги. Тщетно. Любовь уже нарисовала свой замысловатый кракелюр в их судьбах, разрушая семью Евстигнеева и Волчек.
Евгений Евстигнеев играл в фильме старого политического зэка-еврея, и в кадре выглядел лет на шестьдесят при своих натуральных тридцати семи. Но когда он уходил на свидания с Лилией, он молодел и становился двадцатилетним юношей.
Закончилось всё тем, что Лилия уехала со съёмок и стала поджидать своего жениха в квартире его друга Владимира Сошальского. А после приехал Евстигнеев и сразу отправился к матери Лилии просить руки своей возлюбленной. Журкина вскоре уволилась из театра, а в 1966 году молодые расписались. Началась её новая жизнь под новой фамилией — Евстигнеева.
Мать Журкиной, со своей стороны, не приняла Евстигнеева за то, что ушёл из первой семьи, за то, что на одиннадцать лет старше её дочери, уверяла Лилию, что скоро он её бросит. Но молодые продолжали жить-поживать. В 1968 году Лиля родила дочку Машу.
Лилия Журкина после ухода из «Современника» не работала. Евгений Александрович еще в 1972-ом году вслед за Ефремовым перешёл во МХАТ. И получил благодаря этому трёхкомнатную квартиру в доме Большого театра на Суворовском бульваре. До этого молодые мыкались по съёмным квартирам, а также жили у Табакова и Сошальского.
Этот легендарный дом на Суворовском бульваре московские хиппи окрестили «кешинским». Потому что там жил Иннокентий Смоктуновский, сын которого Фил был известным московским хиппи. Там же жили О. Ефремов, М. Зимин и многие другие мхатовцы. Дом был славен тем, что на первом этаже находился уникальный винный магазин самообслуживания. Можно было набрать полную тележку спиртного, которое там всегда было в самом богатом ассортименте, выкатить её прямо на улицу и загрузить алкоголь прямо в багажник машины.
Евстигнеевы держали открытый дом. К приходу гостей Лилия Дмитриевна накрывала богатый стол полный деликатесов. Евгений Александрович развлекал собравшихся игрой на балалайке или семиструнной гитаре. А главным его аттракционом была игра на вилках.
Всё было хорошо в их жизни, только карьера у Лилии совсем не складывалась. Красивая и талантливая актриса лишь изредка поигрывала в кино, и то большей частью тогда, когда Евстигнеев ставил режиссёрам условие — без жены сниматься не будет. Не спешил и его друг Ефремов зачислить актрису в труппу МХАТа. Только в 1975 году это произошло. Но и там ролей у неё было мало. А что и было, то было довольно второстепенное.
Евстигнеев, обладая бесспорной актёрской гениальностью, был далеко не Карло Понти, и направить правильным курсом карьеру своей жены, которую в 1960-е годы без шуток называли «русской Софи Лорен», он не мог. В СССР такое было невозможно сделать в то время. Окажись Лилия на просторах Франции или Голливуда, то вполне вероятно, что её красота сработала бы по полной программе. Пример той же Софи Лорен или Авы Гарднер и множества других красоток — тому подтверждение.
Невостребованность Лилию угнетала, почти добивала. Пошли нервные срывы, в том числе и алкогольные, ссоры с Евстигнеевым, от которых он убегал в гараж, где у него стояли раскладушка, магнитофон и заныканная бутылочка коньяка. Но благо что Евгений Александрович был до такой степени востребованным артистом, что мог отвлечься от семейных дрязг уехав на съёмки. Да и в театре пропадал подолгу. А Лилия была вынуждена замыкаться в себе.
Про актрису многие говорили, что у неё было отрицательное обаяние. Что это такое и почему такой был вердикт — трудно сказать. Почему от неё отворачивались режиссёры? Подруга актрисы Марина Добровольская вспоминала её последний период: «Лиля была как подстреленная птица, будто была в её судьбе какая-то непоправимая трещина. Ей не хватало энергии, инициативы. И никто ей специально не занимался, не развивал дарования, не случилось встретить своего режиссера».
Всё привело к тому, что актриса накушалась таблеток находясь в тяжелейшей депрессии. Её откачали. Но через год её не стало. Тайну ухода актрисы её близкие сохранили. Можно сколько угодно рассуждать о том, что её смерть стала последствием рецидива, но подтверждающих это предположение официальных фактов нет. Актриса не дожила пары месяцев до 49 лет .
После похорон в квартире на Суворовском начался настоящий полтергейст. Вдруг начинало звучать пианино в закрытой комнате. Газеты летали по квартире. Горе своё дочь и отец не обсуждали, каждый пытался справиться самостоятельно. Апофеозом для дочери и мужа Лилии стало появление настоящего призрака на кухне, который по очертаниям сильно напоминал Лилию Дмитриевну. Вскоре они разменяли эту неблагополучную квартиру.
В её послужном списке числится 17 киноролей и несколько ролей во МХАТе. Да, неплохо получилась роль в «Потрясающем Берендееве», хороша она в «Старом новом годе», эффектно смотрится в фильме «Нейлон 100%», в «Атлантах и кариатидах» сыграла замечательно. Но насколько всё могло получиться ярче в её биографии!
Евгений Евстигнеев вскоре женился на Ирине Цывиной и прожил шесть счастливых лет своей жизни. Странное дело, но Ирина чем-то отдалённо напоминала Лилию Дмитриевну, была однокурсницей дочери Евстигнеева и Лилии Журкиной. Мария потом была принята в труппу «Современника», которым руководила первая жена её отца. Да и с Цывиной она после ухода отца подружилась. Вот так странно тасуется колода…
Как-то в интервью Мария сказала: «С годами действительно что-то в нашей семье растрескалось, расползлось по швам. Вижу в этом и свою вину. И сейчас, с высоты прожитых лет, понимаю: мама с папой допустили ошибку, что вовремя не расстались, не расцепились, не смогли разойтись каждый по своим тропинкам. Семью не сохранили бы, но, возможно, жили бы счастливей и дольше… Думаю, моим родителям, Евгению Евстигнееву и Лилии Журкиной, следовало развестись. Я счастлива была бы, расстанься они вовремя. Кто знает, может, это сохранило бы маме жизнь».