Сейчас мало кто вспомнит фамилию этого актера, а ведь фильмы с его участием по праву вошли в Золотой фонд отечественного кино. Александр Сашин-Никольский был невысокого роста, худощавый, с тонкими чертами лица и умными, немного насмешливыми глазами. Он был прекрасен во всех жанрах: в комедии, драме, трагедии. Одинаково чудесно играл на гитаре и рояле — по-настоящему профессионально. И великолепно исполнял старинные романсы.
Александр Сашин-Никольский родился 12 сентября 1894 г. в Москве. Его отец был священником в церкви св. Георгия и преподавал Закон Божий в училищах Большого и Малого театров. Мама — домашняя хозяйка. В 1913 г. Александр окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета.
В 1915 году стал обучаться в музыкально-драматическом училище филармонического общества и по этой причине оставил университет. Он обладал абсолютным слухом и очень красивым голосом. Юношу одолевало желание играть на сцене, он стал участвовать в постановках подмосковных дачных театров (в те давние времена такие существовали в Сергиевом Посаде, Кускове, Алексине, Останкине и др.). Играл Хлестакова в «Ревизоре» Н.Гоголя; Незнамова — «Без вины виноватые» А.Островского и др.
В 1917 году завершил обучение в музыкально-драматическом училище и был принят в труппу Театра драмы и комедии на Тверской. Через год прошел большой конкурс, став солистом Государственного хора цыганской песни и романса. Он выучил цыганский язык и знал массу прекрасных цыганских песен. Параллельно выступал в театре «Весёлые маски». С 1919 г. и вплоть до ухода на пенсию в 1956 г. служил в Малом театре, тогда и взял псевдоним Сашин, потому что в труппе играл его однофамилец.
Александр Иванович был ярким актером ролей второго плана: Яша Гуслин — «Бедность не порок», трактирный слуга — «Ревизор», Шмага — «Без вины виноватые», Глеб Меркулыч — «Правда — хорошо, а счастье лучше», Бобыль — «Снегурочка», Пикалов — «Любовь Яровая» и др.
Впервые в кино Сашин-Никольский появился в 1940 году в картине И.Пырьева «Любимая девушка» в роли заводского завхоза. В дальнейшем играл Дмитрия Петрова в «Композиторе Глинка» (помнятся слова этого персонажа в маленьком эпизоде: «Перенести церквуху!!! Хоть и стара, но хороша… Чтобы для русской полезности не пропадала!»), трогательного и совершенно беззащитного Петра Леонтьевича Соболева, отца Анны в «Анне на шее», доброго друга Льва Гурыча Синичкина — суфлера в водевиле «На подмостках сцены», строгого главврача Александра Ивановича в «Добровольцах», мужественного, интеллигентного хирурга Евгения Самойловича, майора медслужбы в «Екатерине Ворониной» и др.
Актриса Малого театра Н.Белёвцева вспоминала, что Сашин-Никольский, будучи мастером эпизода, «умел в паузе передать многосложную гамму переживаний и состояния своего героя». И еще: «… актёр создавал запоминающийся образ из двух-трёх фраз. Например, после просмотра «Анны на шее» многие покинули зал с заплаканными глазами, потому что именно Сашин-Никольский в роли отца Анны сумел потрясти сердца зрителей».
Был он человеком трудолюбивым, скромным, с чувством собственного достоинства, необычайно остроумным. И отдыхать безмятежно не умел. Находясь в доме отдыха ВТО «Щелыково», общаясь с коллегами-актерами, устраивал мини-спектакли, на ходу перевоплощаясь в разные образы, создавал «летучие зарисовки», схватывая характерные черты окружающих. А те не переставали восторженно хохотать и просили еще и еще показывать «наброски с натуры».
Актер занимался озвучиванием зарубежных лент: дублировал Юссено Оливье в фильме «Фанфан-Тюльпан», Дьюлу Гозона — «Я и мой дедушка», Пауля Бильдта — «Я ищу тебя» и др. А в репертуаре певца Сашина-Никольского порядка двухсот великолепных романсов, песен, оперных арий…
Женат был на Тёмкиной Валентине Васильевне, актрисе Малого театра. О детях ничего неизвестно, по всей вероятности, детей у пары не было.
Александр Иванович Сашин-Никольский ушел из жизни 27 сентября 1967 года в Москве в возрасте 73 лет от инсульта.