Думаю, многие согласятся с тем, что современные артисты даже рядом не стоят с артистами “старой закалки”. В советские годы лицедеи отдавали кинематографу и игре в театре все свои силы, но не для того, чтобы получить больше денег или прославиться на всю страну (хотя есть и исключения), а для того, чтобы зрители гордились ими, уважали и вспоминали веками. Софья Пилявская, наша сегодняшняя героиня, входило в число таких артистов. Она сыграла всего в 28 картинах, причем, почти всегда появлялась во второстепенных ролях. Однако зрители по сей день вспоминают даже самые незаметные её роли, ведь сыграть так убедительно, как играла она, могли лишь единицы.
Не сказать, что в детстве Софья Пилявская жила в роскоши, но она, в отличие от многих детей, родившихся в период революций, ни в чем не нуждалась. Её отец Станислав Пилявский был ярым противником царского режима, за что его арестовали в 1911 году и отправили в ссылку в Красноярск. Вскоре туда же перебралась его семья – маленькая дочка, сын и жена. Их обеспечивали соратники Станислава Пилявского – привозили продукты, одежду, книги и игрушки для детей. В пятилетнем возрасте бабушка забрала нашу героиню в Польшу, где тайно крестила. Изначально Софья должна была вернуться в Красноярск уже через месяц, но из-за того, что она заболела сыпным тифом, ей пришлось задержаться в Польше на три года. Во время лечения она только и делала, что читала книги. Особенно ей нравились энциклопедии и научная литература. Когда Соня вернулась в Красноярск, родные восторгались её умственными способностями. Казалось, что она могла в подробностях ответить на любой вопрос, связанный с физикой, математикой, географией или биологией.
В 1919 году отца Софьи Пилявской освободили из заключения, и он ушёл из семьи, ради революционерки Елены Смиттен. Тогда наша героиня вместе с мамой и старшим братом перебрались в Петроград, а вскоре они оказались в Москве. Там Софья впервые познакомилась с миром театра, сходив на бесплатную студенческую постановку, которую ставила сестра именитого Константина Станиславского – Зинаида Соколова. В конце представления зрителей пригласили на обучение в школу актёрского мастерства и наша героиня, очарованная игрой артистов, сразу же после выхода из театра помчалась подавать документы. Однако её не приняли из-за того, что после нескольких лет жизни в Польше у неё сохранился польский акцент. На протяжении года Пилявская работала над своей речью, а после – снова пришла в актёрскую школу и на этот раз всё же стала ученицей Зинаиды Соколовой.
В 1932 году Софья Пилявская становится актрисой Московского художественного театра имени Горького. Одним из руководителей театра на тот момент был Константин Станиславский, который спас актрисе жизнь. У неё появились очень серьёзные проблемы из-за отца, занимающего в то время высокую должность во власти. Наша героиня с ним общалась редко и толком не знала, чем он занимается и как живёт. Как-то к ней после выступления в театре подошли представители правоохранительных органов, которые сказали, что её отца арестовали по статье – “шпионаж”, а она, как дочь, теперь тоже подозревается в предательстве. Отца буквально заставляли документально обвинить Софью в сотрудничестве с ним, и если бы он так сделал – то, ему бы смягчили наказание. Однако он слишком сильно любил дочь и не хотел рушить её жизнь. Впоследствии мужчина попал в расстрельный список, а к актрисе, как в театре, так и дома, раз за разом приходили с обысками и в лицо говорили, что рано или поздно найдут причину её арестовать. Узнав о том, что происходит, Константин Станиславский вмешался в ситуацию и попросил своих влиятельных друзей, наконец, отстать от актрисы. Мэтр убедил стражей правопорядка в том, что никаким шпионажем Софья Пилявская даже в теории заниматься не могла, так как уже несколько лет с утра и до вечера работает в театре у всех на виду. После этого, к счастью, никто не мучал актрису обысками и допросами.
Первые годы войны Софья Пилявская провела вместе со своей труппой в Саратове. Они работали и жили в Театре юного зрителя. В начале 1943 года актриса снова вернулась в Москву и впервые попробовала сняться в кино. Её роль была большой, но, увы, фильм в прокат так и не вышел и даже не получил названия. Известно лишь то, что это была комедия. Сниматься актрисе нравилось, но из-за занятости в театре ей частенько приходилось отказывать кинорежиссёрам. В любом случае, такие фильмы с её участием, как: “На семи ветрах”, “Все остается людям”, “Друзья и годы”, “Анна Каренина”, “Герой нашего времени”, “Доживём до понедельника”, “Портрет Дориана Грея” и “Покровские ворота”, зрители вспоминают и пересматривают даже в наши дни. Стоит учесть, что помимо работы в театре, у неё была ещё одна причина, которая заставляла её отказываться от ролей в кино. Эта причина – её муж. Она просто-напросто старалась проводить с любимым больше времени и ради него отодвигала карьеру на второй план.
Супругом Софьи Пилявской был артист Николай Дорохин, который также выступал на сцене Московского художественного театра. Когда наша героиня пришла в труппу, Дорохин ей сразу не понравился – он казался слишком серьёзным и замкнутым. Однако она всё же попыталась с ним подружиться, пригласив его на свой день рождения – 4 мая, на что мужчина ей ответил: “Тогда вы приглашены на мой праздник. Приходите ко мне домой 18 мая”. Так началась их дружба, которая очень скоро переросла в официальный брак. У них, без преувеличения, были идеальные отношения. Собственных детишек в их семье не было, но зато к ним домой ежедневно приходили студенты, которые учились у Софьи Пилявской актёрскому мастерству. Семья встречала учеников, как родных. Они устраивали чаепитие, вместе смотрели телевизор, обсуждали разные темы, а также отмечали вместе праздники. За всю жизнь наша героиня отказалась впускать студентов к себе домой только один раз – 31 декабря 1953 года. Этот день был для неё самым печальным. За полчаса до боя курантов, у её супруга случился сердечный приступ, из-за которого он ушёл из жизни в 48 лет. Актриса хранила верность единственному мужу на протяжении полувека, а также она не убирала, и тем более не выкидывала его вещи, чтобы иллюзорно чувствовать его присутствие.
Софья Станиславовна жила в одиночестве сорок шесть лет. Мужчины неоднократно пытались подобрать ключик к её сердцу, но она говорила, что никто не сможет заменить её ушедшего мужа. До конца своих дней она отдавала всю любовь студентам, а также свекрови и тестю, которых она ежедневно навещала. Сложно представить, как она провела полвека без любимого. Все люди из близкого окружения актрисы рассказывали, что, сколько бы времени не проходило – она продолжала повторять: “Вот бы хотя бы ненадолго увидеться с Колечкой”. В 2000 году, в 89-летнем возрасте, Софьи Станиславовны не стало. Дома у неё нашли множество записок и стихотворений, которые она писала для супруга.