Как же сейчас не хватает таких умных и красивых глаз на экране, как у Натальи Сайко. Это были не глаза, а бирюзовые глазища в пол-лица. И красота актрисы была какая-то своеобычная, нездешняя. Кто-то привесил актрисе ярлык: «русская Катрин Денёв», но Наталья Петровна всё же была иной. Хотя и правда, что-то заграничное в её лице было. Не то французское, не то прибалтийское.
Актриса выросла в Таллине в русско-украинской семье. Решение пойти в артистки появилось после того, как она побывала с классом на спектакле БДТ «Старшая сестра» в Ленинграде. Было у девушки желание стать врачом, но решив рискнуть она поехала в Москву. Документы подала только в Щукинское училище, не скакала как многие абитуриенты по всем театральным вузам. Наталья даже удивилась, что поступила сразу. Но не только красоту, но и талант педагоги в ней увидели сразу.
Учась на втором курсе, Наталья впервые дебютировала в кино, сыграв небольшую роль Зинки, дочки участкового милиционера Анискина, в картине Ивана Лукинского «Деревенский детектив». Режиссёр сказал ей тогда: «Сиди и смотри, если ты, конечно, хочешь. Смотри, как актёры работают». А актёры были все маститые: Жаров, Пельтцер, Смирнова, Ткачук. И она смотрела и впитывала в себя все тонкости киноактёрской школы.
После окончания училища молодую актрису приняли в знаменитый Театр на Таганке. Другого театра у Натальи Сайко не было. Она осталась верна ему до конца своей карьеры. Даже не смотря на то, что ролей на Таганке у неё было не так много, она не уходила. Некоторые роли стали только её, и Ю. Любимов уже не мог представить другую артистку в них. Она играла в «Деревянных конях» по Ф. Абрамову, Соню Гурвич в «А зори здесь тихие». Но самая её известная роль на Таганке была Офелия, где она много лет играла в паре с Высоцким.
Все 1970-1980-е годы актрису снимали в кино. Снимали много. От той угловатой девочки, что в предстала в «Деревенском детективе» вскоре мало что осталось. Наталья Сайко удачно раскрывалась в кино, росла, переходя от одной сыгранной роли к другой. И роли у неё были разноплановые, а светские дамы и девушки, и всякие «заграничные штучки» получались у актрисы прекрасно.
В приключенческом фильме «Взрыв замедленного действия» молдавского режиссера Валериу Гажиу Наталья сыграла барышню Лизу, оказавшую помощь подпольщикам. А в телефильме «Моя улица» Леонида Марягина — трогательную, чистую девушку, почтальоншу Машу Скворцову. Мелодрама Леонида Марягина, рассказывающая о перипетиях первой любви, взаимоотношениях в семье и поисках справедливости, вызвала у зрителей живейший отклик. Фильм был очень любим советскими зрителями. Долго ещё после премьеры актриса получала письма с выражением признательности за свою работу. Неудивительно, что на Международном фестивале телефильмов в Праге Наталья Сайко была удостоена Приза за лучшее исполнение женской роли.
После была заметная роль Нины Родионовой в сериале «Разные люди». Этот сериал пользовался большим успехом у публики. После его показа артистка стала звездой экрана.
В кино Наталье Сайко посчастливилось сыграть немало центральных ролей. 1975-1985 годы – самое активное десятилетие в творческой жизни актрисы. Большинство героинь Натальи Сайко обладают внутренней схожестью, но при этом в каждой из них видна человеческая суть, что делает их яркими и незабываемыми.
Такой стала Тоня Туманова, возлюбленная Павки Корчагина из легендарной драмы режиссера Николая Мащенко «Как закалялась сталь». Героиню Натальи Сайко, одновременно такую хрупкую и такую сильную, отличал необычайный внутренний свет, излучаемый глубокими, почти инопланетянскими глазами. Кстати, именно в роли Тони она особенно сильно похожа на молодую Катрин Денёв.
Глаза актрисы всегда притягивали кинозрителя. Вспомним Наташу из киноповести Николая Кошелева «Старшина». Актриса создала образ настоящей русской женщины, доброй, надёжной, спокойной. И лучше любых слов о ее нелегкой судьбе говорил взгляд огромных выразительных глаз, наполненных нежностью и грустью. Взгляд, в котором таилась горечь потери близких — мужа и сына, а также любовь к немало пережившему старшине Коцюбе.
Наталье Сайко нередко доводилось играть сложные драматические роли. Порой её героини претерпевали жизненные трудности по ходу фильма, что, в результате, приводило к их внутреннему изменению, как, например, в киноповести режиссеров Николая Кошелева и Валентина Морозова «Лавина». В начале картины ее Ольга Вышеславцева — счастливая, несколько эгоистичная по отношению к окружающим юная жена. А в финале перед нами вдова с печально сомкнутыми губами и грустными глазами.
Особо стоит отметить роль Натальи Сайко в историко-биографическом фильме Виктора Соколова «Я — актриса». Здесь ей посчастливилось сыграть великую русскую актрису Веру Фёдоровну Комиссаржевскую. Наталья впоследствии признавалась, что эта роль была самой сложной в ее карьере. Действительно, можно ли вообще сыграть гениальность? К чести актрисы, ей удалось в полной мере передать внутренний мир талантливейшей женщины, безраздельно преданной сцене.
Если роль Комиссаржевской для Натальи Сайко являлась самой сложной, то самым любимым своим персонажем на экране она называет Юлию Мартынову из киноповести Ильи Авербаха «Голос». Героиня Сайко – тяжелобольная актриса, которая вкладывает свои последние силы, чтобы довести до конца работу над ролью. Эта самоотверженность вызывает у зрителя восхищение и сопереживание.
Яркий след в творческой биографии актрисы оставил фильм Леонида Менакера «Завещание профессора Доуэля», снятый в 1984 году по мотивам знаменитой фантастической повести Александра Беляева. Здесь Наталья Сайко сыграла тройную роль – холёной красавицы актрисы Анжелики Гай, вульгарной певички Моники и страдающей, мечущейся Евы, волей научных экспериментов воссоединившей в себе и тела и души этих таких разных женщин.
А ещё актриса всех поразила отрицательной ролью в «Противостоянии», где она сыграла любовницу Кротова. Но здесь уже её глаза источали какой-то нездоровый, даже хищный блеск.
Вот так и играла Наталья Петровна в нашем кино, пока оно, собственно говоря, ещё существовало. А потом исчезла. Вскоре актриса пропала и из таганской семьи и стала жить тихой жизнью обычной пенсионерки.
Причиной ухода из театра стала забота о любимом супруге — Якове Безродном. Яков был школьным приятелем Высоцкого, а потом ещё долго работал в театре на Таганке администратором. Какое-то время даже был устроителем концертов Высоцкого, его импресарио, наравне с В. Янкловичем и П. Любимовым. Он долго болел, а Наталья была его единственным другом и опорой. Когда же Яков Михайлович ушел из жизни, то Наталья Петровна уже настолько втянулась в обычную жизнь, что помышлять о театре уже и не могла.
Слухи о том, что актриса спилась и опустилась, распространяемые злопыхателями, оказались неверными. Публика часто не прощает такие решительные поступки известным личностям. И если бывший актёр выбрал другую колею, то публика начинает мстить. Наталья Петровна живёт одиноко, но дом содержит в полном порядке, продолжает сама водить машину — ездит на дачу к своим любимым соснам, и не считает, что её послеактёрская жизнь плоха.
Она естественным образом стареет и считает, что лучше быть бабушкой и выглядеть на свой возраст, чем бросать миллионы на поддержание своей внешности и выглядеть разукрашенной попугаихой. Причины ухода из кино она озвучила подобным же образом: «…состарилась, не хотела играть героических старух. Пусть публика помнит меня — молодую и красивую».