У советской актрисы Майи Булгаковой парадоксальная судьба: режиссеры обычно предлагали ей роли несчастных, побитых жизнью дурнушек, о которых критики писали: «Выжженный остаток советской женщины». А вот личная жизнь артистки была совершенно иной — она имела невероятный успех у мужчин, которые ради нее были готовы пойти на многое.
Сорок лет «страдания»
Кинокарьера Булгаковой длилась сорок лет, и все эти годы она работала как одержимая: в иной год выходило 10 фильмов с ее участием. Вот только из-за неклассической внешности ей чаще всего приходилось играть страдающих женщин с исковерканной судьбой, а не эффектных героинь, сводящих с ума поклонников. Майя Григорьевна, впрочем, не жаловалась и была готова сниматься даже в эпизодах.
В жизни все было иначе: яркая, обаятельная, с широкой улыбкой — мужчины влюблялись в Булгакову часто. Актриса впервые вышла замуж еще во ВГИКе, ее избранником стал оператор Анатолий Ниточкин. Через год после окончания института она родила дочь Зину. Но жизнь молодоженов — в «коммуналке» с отцом мужа за шкафом — не заладилась. К тому же Майя отчаянно хотела сниматься и даже стала популярной эстрадной певицей. Карьера интересовала ее куда больше, чем семья, и отношения супругов себя исчерпали.
Режиссерский треугольник
Булгакова не тосковала из-за разрыва: слезы она оставляла для съемочной площадки, для своих несчастных героинь. В жизни актриса была их полной противоположностью.
Этим Майя привлекла режиссера Алексея Габриловича, который предложил ей руку и сердце. Он был хорош собой, к тому же из обласканной властью семьи: его отец — известный в СССР режиссер Евгений Габрилович. Единственное, что омрачало супружескую жизнь, — ревность мужа. А когда Майя сообщила ему о беременности, тот и вовсе заявил, что ребенок не от него, а от режиссера Александра Сурина.
Последний (кстати, он был сыном директора «Мосфильма») и впрямь влюбился в Булгакову с первого взгляда. Узнав о ссоре Майи с Габриловичем, он немедленно сделал ей предложение и даже удочерил ее новорожденную дочь Машу. Алексей, впрочем, вскоре одумался и вернул жену и дочь в семью, хотя и ненадолго: в конце концов они с Булгаковой поняли, что порознь им все же лучше.
Работа не предаcт
Булгакову не пугало одиночество: она привыкла во всем полагаться на себя. Отчасти из-за этого она отвергла предложение руки и сердца красавца англичанина Ричарда Коллинза, солиста Королевского балета Великобритании. Будучи на 13 лет моложе Майи, он потерял голову от любви и готов был вести ее под венец не раздумывая. Однако в официальный брак этот роман так и не перерос: Булгакова понимала, что карьеры в Лондоне не сделает, а жить у кого-то на содержании не хотела. «Любовник может предать, муж может предать, друзья могут предать, не предает только работа», — часто говорила она.
Правда, Ричард еще долго писал актрисе нежные письма — даже после того как Майя Григорьевна снова вышла замуж…
Весь секрет
Ее последней и самой большой любовью стал австриец Петер Добиас. Успешный предприниматель и семьянин, он прилетел в Советский Союз по делам на несколько дней. Но после случайной встречи с Майей бросил все, развелся с женой и переехал к актрисе.
Когда они поженились, ей было уже 46, ему — 41. Супруги прожили в любви 20 лет и были практически неразлучны: Петер сопровождал актрису практически на все съемки.
Добиас ушел из жизни от сердечного приступа в 1994 году. Потеря мужа сильно подкосила Майю Григорьевну, и спустя три месяца ее подруга Любовь Соколова, чтобы вывести актрису из депрессии, позвала ее на встречу со зрителями. Но поклонники так и не дождались любимых артисток — такси, на котором те ехали, врезалось в столб. Любовь Соколова выжила, а вот Майя Булгакова ушла из жизни через шесть дней после аварии, не приходя в сознание.
После ухода Майи бывший муж Алексей Габрилович организовал вечер ее памяти и сам его вел. «А через год ушел из жизни и он, — вспоминала их дочь Мария. — Потом мне сказали, что вскоре не стало и Ричарда Коллинза — он тоже разбился в Англии в автокатастрофе. Вот и весь секрет: ее жизнь и была любовь. Закончилась любовь — закончилась и жизнь…»
«Крылья», которые окрыляли
В огромном списке ролей Майи Булгаковой лишь две были первого плана, обе — в картинах, снятых в шестидесятые годы: «Скуки ради» Артура Войтецкого и «Крылья» Ларисы Шепитько. Второй фильм стал еще и одним из самых важных в карьере актрисы.
В картину Шепитько Булгакову утвердили с трудом: в то время на экранах блистали «конфетные» красавицы, а вот обладательнице утонченной, но нестандартной внешности пробиться на главную роль стоило больших усилий. Ларисе Ефимовне тогда пришлось тайком вывезти Майю на натурные съемки и только потом «предъявить» начальству. Предчувствие не обмануло режиссера: картина имела большой успех, а Булгакова была признана лучшей актрисой 1966 года.
В «Крыльях» Майя сыграла бывшую военную летчицу. После выхода фильма на экраны ветераны останавливали девушку на улице: благодарили, обнимали со слезами на глазах, а у нее самой появилась надежда, что на смену эпизодам наконец придут серьезные работы. Хорошие режиссеры действительно с удовольствием приглашали Булгакову в свои ленты. Оставшихся в народной памяти картин не так много, но все они действительно стоящие: «В огне брода нет» Глеба Панфилова, «Преступление и наказание» Льва Кулиджанова, «Проверка на дорогах» Алексея Германа, а также любимые зрителями «Цыган», «Приключения Электроника», «Следствие ведут ЗнаТоКи»…
Но вот с главными ролями Булгаковой все равно не везло. И «Крылья» не помогли взлететь до вершин советского киноолимпа…