Когда в СССР выходили его картины, огромная страна буквально замирала. Сам постановщик всегда признавался, что каждую свою работу переживал вместе с актерами и старался снимать с первого дубля. К сожалению, 23 сентября не стало кинорежиссера Владимира Аркадьевича Краснопольского. Он скончался в возрасте 89 лет. Уроженец Свердловска был лауреатом Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола, а также обладателем множества наград. В 1983 году Краснопольский удостоился звания народного артиста РСФСР.
Необычно, что его отец работал артистом Свердловского театра музыкальной комедии, а мать — артисткой балета и хореографом, однако юный Владимир Аркадьевич выбрал кинематограф. Причем не в одиночку, а вместе с троюродным братом Валерием Усковым — их тандем зародился в 1963 году после приглашения на «Мосфильм». Дипломная работа ребят называлась «Самый медленный поезд» и представляла собой историю людей, измученных войной и горем. Естественно, это очень не понравилась чиновникам, отвечавшим за редактуру: «Мрачно. Безысходно. Исправить». Но соавторам удалось «отстоять» картину в первоначальном виде, и не зря — на первом Всесоюзном кинофестивале фильм получил приз журнала «Советский экран» за многообещающий режиссерский дебют. Уже к середине 1970-х творческий союз Усков – Краснопольский приобрел статус классиков отечественного кинематографа.
Стоит отметить, что за плечами Владимира Краснопольского около четырех десяткой картин для телевидения и больших экранов. Мы решили выделить восемь самых ярких его творений в память о легендарном мэтре. А какие работы Владимира Аркадьевича запомнились больше всего вам?
8. «Таежный десант» (1965)
Эта лента рассказывает про одну из главных советских строек — железную дорогу Абакан — Тайшет, ее даже называли «Трассой мужества». Это чудо инженерной мысли возводили с 1958 по 1965 год в Саянах, где есть большие перепады высот. В основе картины лежит рассказ Владимира Орлова «Соленый арбуз», который рассказывает о бригаде комсомольцев, променявших комфортную жизнь на работу тайге. Весь фильм их преследуют неудачи, среди которых пожар, стихия и фатальная человеческая неосторожность. Чем памятно это кино? Краснопольский пробуждает потрясающую ностальгию по тем временам, когда можно было поехать в тайги просто ради идеи, а не финансового благополучия. Ну и куда же без советской романтики: танцы в сельском клубе, поход в баню, поцелуи на фоне заката, разговоры об идеалах и много песен.
7. «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» (2009)
Критики называют этот телесериал самой масштабной современной работой Краснопольского и Ускова. Братья решили в подробностях показать жизнь легендарного телепата и провидца Вольфа Мессинга. Сериал прошел с успехом, но при этом вызвал неоднозначную реакцию зрителей. В качестве основной претензии можно выделить то, что режиссеры использовали в сюжете непроверенные факты из биографии Мессинга. Однако в плане интереса, создания интриги и актерской игры — это прекрасный пример отечественного ответа HBO. Так, исполнение Евгением Князевым главной роли заслуживает всяческих похвал. Выразительнейшая мимика, виртуозное владение своим голосом, умение показать через пластику возраст без кривляний и переигрывания.
6. «Две судьбы» (2002-2008)
В нулевых годах Владимир Аркадьевич надолго сосредоточился на сериальной тематике. С 2002 по 2008 год он снимал «Две судьбы», который вечером смотрела каждая вторая российская семья. По задумке Краснопольского и Ускова, проект должен был стать «нашим ответом» популярным бразильским и мексиканским мыльным операм. История зародилась еще в 1960-х годах, когда две деревенские подруги Вера и Лида мечтают встретить свою любовь и завести семью. За Верой ухаживает член местного сельсовета Иван, у красавицы Лиды масса поклонников. Но все меняется, когда из Москвы на практику приезжает аспирант Степан. За шесть лет съемок актеры женились, разводились, становились друзьями и соперниками. Но самое удивительное то, что всего этого могло бы не быть, если бы до Владимира Краснопольского совершенно случайно не дошла рукопись авторства простого московского пенсионера Семена Малкова.
5. «Стюардесса» (1967)
Впервые историю бортпроводницы Ольги Ивановны рассказал писатель Юрий Нагибин, а автором сценария стала поэтесса и писатель Белла Ахмадулина. По сюжету, молодая сотрудница библиотечного института становится стюардессой, чтобы хотя бы изредка видеться с любимым человеком, который работает на аэродроме в Сибири. Помимо любви, ей достаются Капризы пассажиров и непроходящая боязнь полётов. Чего не сделаешь ради короткий свиданий на заснеженной полосе маленького аэродрома. Отважную стюардессу с добрым сердцем сыграла Алла Демидова. В черно-белой ленте искусно отражены жизнь, надежда и любовь, и выбор тех, кто решил связать себя с небом. К слову, те, кому довелось летать на поршневых Ил-14, смогут с удовольствием вспомнить то время. Квадратные иллюминаторы самолёта, текстильные шторки, минеральная вода и конфеты «Взлёт» прилагаются.
4. «Воровка» (1994)
В девяностые годы Краснопольский не обошел вниманием тему отечественного криминала. Дама «Воровка» рассказывает о молодой падшей женщине, которая находит свою любовь в непростое время. Юная и наивная провинциалка приезжает в Москву, где сразу же попадает в неприятную историю. Закружив ей голову, столичный повеса приглашает к себе домой и обвиняет в хищении фамильной реликвии. Справедливость является в облике молодого и честного адвоката, которому ей предстоит довериться прежде чем, он сумеет доказать её невиновность. Неторопливая, печальная, но оптимистическая мелодрама о нравах хозяев жизни способна взять за душу даже самых матерых циников. Лента Владимира Аркадьевича примечательна поразительно удачным дуэтом искренних и молодых актеров — неуклюжего и стеснительного Геннадия Назарова и красотки с печальными глазами Ольги Родиной.
3. «Ночные забавы» (1991)
Это один из последних художественных фильмов, снятых в Советском Союзе. Герой легендарного Евгения Евстигнеева зарабатывает себе на жизнь игрою на саксофоне в одном из ресторанов, а по ночам развлекает себя тем, что звонит незнакомым людям по случайным номерам, напечатанных на денежных купюрах, которые он получает за сыгранные под заказ песни от посетителей ресторана. Начинается всё как лёгкая, задорная и смешная комедия, которая плавно и незаметно превращается в сложную, небанальную и глубокую драму про семейные отношения. В фильме Краснопольского есть за что зацепиться глазу любителям ностальгии. При этом эстетам тоже есть на что посмотреть: крупные планы лиц героев очень тонко передают оттенки их чувств, поэтому операторская работа, равно как и актёрская, выполнена на очень достойном уровне.К слову, музыка написана Микаэлем Таривердиевым. Ну, и не стоит забывать про участие Ирины Алферовой, Альберта Филозова и Валентина Гафта.
2. «Тени исчезают в полдень» (1971)
Пожалуй, именно эта работа чаще всего ассоциируется с именем режиссера. Фильм «Тени исчезают в полдень» вышел на экраны в 1972 году и был снят по роману писателя Анатолия Иванова. Эта эпохальная семисерийная сага сразу стала грандиозным событием отечественного кинематографа. Героями здесь выступают жители сибирского села Зеленый Дол. События, разыгравшиеся на берегах далекой реки Светлихи, затрагивая время становления в Сибири колхозного строя. Постепенно появляются первые большевики, растет сопротивление кулаков, возникают признаки гражданской войны. История небольшой деревни, по мнению создателей, и есть отражение судьбы огромной страны. В итоге на примере зажиточной сибирской семьи, которая собирается переждать советскую власть в лесах, проходит картина 70-летия советской власти, и общечеловеческих трагедий.
1. «Вечный зов» (1973-1983)
Этот советский телесериал тоже возник не в последнюю очередь благодаря книгам Анатолия Иванова. По размаху «Вечный зов» даже превзошел все предыдущие работы Краснопольского и Ускова. Зрители знакомятся с сибирской семьей Савельевых, которая прошла через революцию и три войны. Целые поколения семейства живут вместе, но постепенно то тлеет, то вновь вспыхивает конфликт отцов и детей — обычное дело для периода гражданской войны, которая разделила множество семей на «красных» и «белых». Первая часть содержит 12 серий, а вторая — 9. Кстати, в 1996 году Владимир Аркадьевич смонтировал новый вариант картины, включив в нее вырезанные во время финального монтажа эпизоды. Саму работу над сериалом актеры в шутку охарактеризовали «вечным возом» — за то, что заняла долгих десять лет.