Золотая эпоха ВИА — 1970-е с их комсомольскими стройками, идеологически выверенным репертуаром и расцветом рок-музыки на Западе. Новое десятилетие бросило вызов привычным формам. Гитары-барабаны начали вытесняться вездесущими самоиграйками-синтезаторами. Пришли новые моды: химическая завивка, джинсы-варёнки, яркий макияж. И волнующая музыка — от рока до электроники.
Вокально-инструментальные ансамбли, гремевшие по стране в недалёком прошлом, с переменным успехом старались вписаться в новый поворот. Но будущее было уже за другой музыкой. Младое, незнакомое племя было готово занять оставленные предшественниками позиции. А в песнях ВИА 1980-х сохранился флёр очаровательного китчевого аутсайдерства.
ВИА «Маки» «Так случилось» (1986)
Главный диско-коллектив СССР «Красные маки», записавший в своё время прорывной альбом «Кружатся диски», сменил название на «Маки» и явил публике своё новое направление в программе «Голубой огонёк» 1986 года. Песня Владимира Матецкого на стихи Михаила Шаброва «Так случилось» ушла далеко от привычных стандартов ВИА.
ВИА «Самоцветы» «Али-Баба» (1985)
Немного знойной восточной экзотики от «Самоцветов». Это уже далеко не тот ВИА, который когда-то под электрогитары убеждённо пел во дворцах культуры про «мой адрес — Советский Союз».
«Синтез-труппа Игоря Гранова» «Видеть тебя» (1987)
Руководитель ВИА «Голубые гитары» Игорь Гранов адаптировался к новым реалиям, как мог. Вверенный ему коллектив менял названия и уходил то в махровый попс, то в подобие хэви-метала. «Видеть тебя» на стихи Леонида Дербенёва вроде бы претендует на всенародное признание, но хит так и не случился.
ВИА «Весёлые ребята» «Не волнуйтесь, тётя» (1987)
Вроде бы те самые «Весёлые ребята» под руководством того самого Павла Слободкина… Но разве это ВИА, который когда-то пел «Алёшкину любовь»? Ничуть не бывало. Сменилась эпоха, сменились лица, одежда и причёски. И теперь уже Алексей Глызин и Александр Буйнов под увесистый ритм евро-диско призывают тётю не волноваться за дядю.
ВИА «Пламя» «На два дня» (1987)
Чтобы о тебе забыли на пару дней… В наши дни это и вовсе непозволительная роскошь! Гимн детоксу от прославленного ВИА «Пламя» и солиста Григория Рубцова образца 1987 года — то ли твист, то ли рок-н-ролл с ироничным саксофончиком, который в иной аранжировке мог бы прозвучать и парой десятилетий ранее.
ВИА «Самоцветы» «Стоп, мистер Рейган» (1984)
Глубоко злободневная песня «Самоцветов» времён гонки вооружений не издавалась на пластинках, но ходила по стране на плёнке и в полный рост исполнялась живьём. Обвинения в адрес американской военщины, озвученные Сергеем Беликовым под тяжёлые гитары в духе хард-рока: для старого-доброго ВИА это было что-то новое и неожиданное!