Фильм «Осенний марафон» Георгия Данелии – нестареющая классика. Ситуации и типажи, представленные в нем – актуальны во все времена. А то, как талантливо распределены и сыграны роли, говорит о том, что кино снял мастер. Но мастер – это дирижер, под взмахом палочки которого кипит целый мир. Мир кино.
Как-то один из самых талантливых советских драматургов Александр Володин написал сценарий «Горестная жизнь плута». Ему хотелось, чтобы рукопись экранизировали. Данелия передал сценарий своим молодым коллегам.
Главного героя – Бузыкина мог воплотить на экране Александр Калягин, именно под него писался сценарий. Но актер не согласился с тем, чтобы его снимала неопытная молодежь, и отказался.
После этого сценарий был передан режиссеру Аксенову, который слишком долго читал сценарий, и у него его просто забрали, подумали, что тот не проявил интереса к рукописи Володина. Расстроенный автор сценария в итоге пришел к Георгию Данелии и потребовал рукопись назад, чтобы передать ее в театр – там быстрее спектакль поставят.
Но Георгий Николаевич возмутился: хороший же сценарий, его нужно экранизировать. На что Володин спросил режиссера, отчего тот сам не возьмется за экранизацию. И тогда Данелия дал добро – рукопись действительно было очень высокого качества.
Из проекта уже выбыл Калягин, и Данелия решил позвать на главную роль Олега Басилишвили. Но тот не убедил актера в том, что подходит на этот образ. Бузыкин на экране должен был быть человеком неуверенным в себе, не умеющим говорить нет. Но Данелия Басилашвили казался актером более самоуверенным, че его герой.
В один из дней перед съемками Георгий Константинович ехал вечером домой, он подвез Олега Валерьяновича на автомобиле, высадив у перекрестка. Там Басилашвили стоял и силился перейти дорогу, но из-за машин у него не получалось. Понаблюдав за этим процессом, Данелия сказал, что роль Бузыкина идеально подходит Басилашвили.
Галина Волчек сразу дала согласие на роль переводчицы Варвары – подруги Бузыкина, попросив режиссера и сценариста добавить ей текста, чтобы оживить персонажа. Когда актриса пришла на озвучку, то была в шоке о того, как выглядит в фильме. «И эта отвратная мымра – я?», — говорила Галина Борисовна и поначалу отказывалась озвучивать свою роль. Потом озвучила, но на премьеру не пришла.
Профессора из Дании отлично сыграл немецкий журналист Норберт Кухинке, также сразу отвердили на главные роли Наталью Гундареву и Марину Неелову, первую – в роли жены Бузыкина, вторую – в роли любовницы.
Евгений Леонов идеально подошел на роль соседа Харитонова, который не работает по четвергам. Перед съемками сцены с посиделками на кухне, Данелия сказал Басилашвили: просто играй свою роль и не пытайся переиграть Леонова. Все равно не получится, потому что Евгений Павлович – гений.
На съемочной площадке работать с актерский ансамблем Данелии оказалось нелегко. С ним постоянно спорили актрисы. К примеру, Наталья Гундарева почти каждый день просила внести правки, постепенно меняя свою роль. Тогда раздосадованный Данения в гневе сказал6 «Так, может вы сама снимете этот фильм?». На какое-то время актриса успокоилась.
Марина Неелова и вовсе сказала, что ее героиню нужно значительно «отредактировать», так как Аллочка, которую требовал представить Данелия – «неправильная». После очередной ссоры режиссер и актриса не разговаривали три недели.
Очень основательно своего персонажа проработал Олег Басилашвили, он создал образ не мямли, как было задумано изначально, а интеллигентного человека, который не умеет говорить нет. Актер называл своего персонажа честным, ведь он не может предать ни жену, ни любовницу.
Название фильма пришлось изменить, на более широкое в понимании зрителя. Осенний – означает возраст Бузыкина, а марафон – его состояние: он постоянно бежит и не умеет остановиться, чтобы понять, чего хочет он сам, а не другие.
Первоначально название «Горестная жизнь плута» показалось Георгию Данелии слишком однозначно определяющее талантливого Бузыкина. Между тем, название Володина оставили в фильме: книгу с таким названием переводит героиня Волчек.
После выхода фильма «Осенний марафон» зрителей смутил один момент: их не устроило то, что главный герой не вернулся к жене окончательно, а другие сетовали на то, что не остался навсегда у любовницы. На это режиссер отвечал: такова жизнь.