Романтическая советская киносказка «Алые паруса», экранизация повести-феерии Александра Грина, была отреставрирована на студии «Мосфильм». Режиссером картины тогда выступил Александр Птушко в период «хрущевской оттепели». Выбор этой повести был символическим, так как в сталинскую эпоху Александр Грин оказался в опале, и его книги не печатались. Только в 1956 году его начали публиковать заново. Фильм был адресован молодежи и за первый год проката его посмотрели 23 миллиона зрителей.
Людмила Гурченко была одной из главных претенденток на роль Ассоль, но внезапно на кинопробы явилась девочка-подросток в спортивном костюме и с короткой стрижкой. 15-летняя Анастасия Вертинская занималась баскетболом в школе, поэтому была одета соответственно.
Птушко не был впечатлен ее внешностью и не хотел проводить с ней пробы, пока девушку не переодели в платье и не подобрали ей длинный парик. В итоге, он утвердил ее на роль Ассоль.
Однако это не совсем правда. Романтичная история о том, как Вертинскую случай взяли на главную роль — красивая байка. На самом деле школьница вряд ли бы затмила саму Людмилу Гурченко, если бы Птушко заранее не выбрал Вертинскую на эту роль. Дело в том, что он был знаком с семьей Вертинских и даже часто бывал у них в гостях. А маму молодой актрисы (Лидию Владимировну Вертинскую) Птушко снимал в роли птицы Феникс в своем фильме «Садко». Поэтому девочка на съемки попала не случайно, как принято считать. Ее пригласил прийти на пробы сам режиссер.