«– Наверное, мне бы надо…
– Не надо.
– А что если…
– Не стоит.
– Тогда, может быть, нужно…
– Не нужно.
– Разрешите хотя бы…
– А вот это попробуйте!»
Изначально, этого диалога между полковником милиции и Михаилом Ивановичем в фильме «Бриллиантовая рука», в сценарии не было. Его придумал Николай Трофимов, исполнявший роль этого полковника. «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры» слова знаменитого русского актера Михаила Семеновича Щепкина, и которые стали широко известными благодаря К. С. Станиславскому, который их часто повторял, как нельзя лучше подходят к Николаю Николаевичу, у которого было не много главных ролей, но даже самая маленькая его роль запоминалась навсегда.
К слову, история этого диалога корнями уходит в первое время работы Трофимова в Большом драматическом театре. Когда Николай Николаевич принял предложение Товстоногова и ушел из Театра Комедии в БДТ, то первой же ролью у него стал Чебутыкин в «Трех сестрах». Трофимову казалось, что его герой в основном на сцене читает газету, а действия и текста слишком мало. И чтоб зрителям не стало скучно, Трофимов пытался привнести что-то такое, что вызывало бы смех. Но Товстоногов постоянно был против этих новшеств: «– Стоп! Николай Николаевич, это не Театр комедии. – Ну тогда, может, попробовать… – снова начинает Трофимов. – Не надо. – А если так… – Нет, нет, спасибо,» – опять не дает режиссер досказать. Так и вошел через несколько лет этот диалог практически без купюр во всенародно любимую комедию.
Николай Трофимов родился 21 января 1920 года в Севастополе. Его отец Николай Тихонович Трофимов был рабочим, а мама Наталья Васильевна Трофимова домохозяйкой. Став актером ленинградского ТЮЗа (в пору учебы в театральном институте), Трофимов много экспериментировал. В спектакле «Снежная королева» по замыслу автора на сцене в темноте парили птицы. Для этого актеров одевали в черное трико и давали палки с пернатыми на концах. Николаю очень хотелось, чтобы его птица летала выше всех. Но небольшой рост этому препятствовал. Другой бы угомонился, но только не Трофимов. Он убедил товарища и примостился к нему на плечи – их птица была самой-самой!
При внешней легкости будущей профессии учеба пришлась на самый пик политических репрессий. Бесследно исчезали педагоги, студенты, родные, знакомые. По тем временам молчать было куда безопаснее, но молодость брала свое – Николай не только любил пошутить, но и охотно выступал в концертах с юмористическими зарисовками, читая произведения ленинградских авторов. Неукротимый темперамент и неиссякаемый оптимизм служили ему чем-то вроде страховки.
Сдав выпускной экзамен по марксизму-ленинизму в Ленинградском театральном институте имени А. Н. Островского, молодой артист решил отоспаться перед взрослой жизнью. Что там ждет его завтра? А завтра была война. В военкомате он попросился на флот – все-таки любил этот парень море, да и флотские полуботинки ему нравились больше пехотных сапог.
В июле 1941-го Николай Трофимов был призван на Балтийский флот, и всю войну служил в Ансамбле песни и пляски ВМФ СССР.
«Приблизительно в это же время Исаак Дунаевский организовал свой «Ансамбль пяти морей». Меня сразу же определили туда. Так что я «служил по профессии»: был военным актером», – вспоминал Трофимов.
Этот ансамбль всю войну выступал перед военнослужащими Балтийского, Северного и Черноморского флотов. Концерты проходили в отдалении от передовой, поэтому «пули над головой» Трофимова, конечно, никогда не свистели. А вот под бомбежку актер пару раз попадал. Об этих моментах он рассказывал честно, безо всякой бравады:
«Было страшно! И ужасно хотелось выжить! Однажды немецкий самолет пикировал так низко, что я ясно видел лицо летчика, и он улыбался!»
Тем не менее 14 апреля 1943 года на груди «отважного» актера-краснофлотца засиял орден Красной Звезды. Ценную награду Николай Николаевич получил «за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом доблесть и мужество»
17 лет Николай Трофимов прослужил на прославленной сцене, сыграв более трех десятков ролей.
Епиходов в «Вишневом саде» и Хлестаков в «Ревизоре» принесли ему зрительскую любовь и признание. А Лев Гурыч Синичкин (с виду грозный как лев, но мил как пташка) и вовсе стал визиткой и артиста, и театра. Это были воистину счастливые годы творческого взлета. В театр уже ходили просто «на Трофимова».
В «Пестрых рассказах» по произведениям А.П. Чехова артиста увидел С.Ф. Бондарчук, готовившийся к экранизации романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Он был так ошеломлен игрой Трофимова, что без проб утвердил его на роль капитана Тушина. После премьеры этого фильма взошла кинозвезда Николая Трофимова. «Таланты и поклонники», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Трембита», «На пути в Берлин», «Табачный капитан», «Блокада», «Бедная Маша», «Отцы и деды», «Степь», «Д‘Артаньян и три мушкетера», «Принцесса цирка», и это лишь малая толика киноработ Трофимова.
«Моя тема – тема маленьких людей, которые незаметно делают большое дело», – признавался актер. Сам же Николай Трофимов всю жизнь мечтал сыграть великого философа Сократа, но, к сожалению, так и не дождался этой роли – ни в кино, ни в театре.
Французы называли его русским Бурвилем и приглашали играть в «Комеди Франсез» («Comedie-Française»), американцы видели в нем Чарли Чаплина, часто его сравнивали с Игорем Ильинским. А он смущался, когда его узнавали на улицах Парижа или Ленинграда. И скромно жил в небольшой квартире на Ржевке, не имея даже дачи. Он двадцать лет носил костюм, купленный по случаю в Польше. И ничего никогда для себя не просил. И никогда не отказывался даже от самых маленьких ролей, играя их просто блистательно.