Давно уже не видела интервью, которое бы так цепляло, завораживало и вызывало ностальгию. Более двух часов длилась беседа с Еленой Соловей, и все это время не могла оторваться от экрана. Звезда кинематографа 70-х годов среди прочего вспомнила три своих работы у тогда еще молодого и очень талантливого Никиты Михалкова. Делюсь с вами впечатлением от ее рассказа.
Немного об актрисе
Елена Соловей — выпускница ВГИКа. В феврале нынешнего года ей исполнилось 75 лет. Детство актрисы прошло в Красноярске. Она считает свое поколение счастливым. Оно родилось сразу после войны, когда хотелось свежего воздуха, общения, занятий искусством. Люди жили с удовольствием, часто собираясь за столом. А дети во дворах не могли отлепиться друг от друга, проводя время в играх и забавах.
В школе и Дворце пионеров была масса бесплатных кружков, куда все с удовольствием ходили. Елена Соловей занималась и музыкой, и хоровым пением, пока семья не переехала в Москву. Там будущая актриса легко поступила в детскую школу-студию им. Станиславского, где в те годы занималась вся «золотая молодежь», и впервые увидела Никиту Михалкова. Услышав, что к ним придет Никита Сергеевич (кроме Хрущева человека с таким именем-отчеством девушка не знала), она ожидала увидеть главу государства. Но на пороге появился совсем еще молоденький Никита Михалков — безумно обаятельный и талантливый молодой человек.
Тогда они так и не познакомились. Через несколько месяцев Елена оставила студию, так как мама посчитала, что из-за больших нагрузок девушка часто болеет. По окончании школы Елена Соловей безуспешно штурмовала Школу-студию МХАТ, а поступила лишь на следующий год уже во ВГИК. Еще в его стенах начала сниматься (в ее активе около 100 фильмов) и всегда считала себя актрисой кино, хотя с 1983 года играла на сцене Театра им. Ленсовета.
В 1971-м Елена Соловей на съемках картины познакомилась с художником-декоратором Юрием Пугачом, который стал ее мужем. За ним она перебралась в Ленинград, где у пары родилось двое детей. В 1991-м супруги эмигрировали в США. Перемены в стране поселили в них ощущение неуверенности, к тому же нужно было заниматься здоровьем мужа и детей. Уезжая, они оставили квартиру государству, а Юрий Пугач уволился с должности ведущего художника студии «Ленфильм». В 2019-м супруга не стало, дети выросли, у них свои семьи, но Елена Соловей вполне счастлива — уже 5 лет занимается любительским театром, преподает детям русский язык и театральное дело, играет в спектаклях в Канаде.
«Раба любви» (1975)
Елена Соловей рассказала, как попала в свой первый фильм у Никиты Михалкова. Она снималась у Рустама Хамдамова в х/ф «Нечаянные радости» (1972-1974). Сценарий об актрисе Вере Холодной был написан А. Кончаловским и Ф. Горенштейном. Однако режиссер отступил от оригинального текста, написав свой. В результате проект «заморозили», пленку размагнитили. В архиве Елены Соловей сохранилась фотография, какой ее видел режиссер (чуть выше).
Деньги были частично потрачены, поэтому «Мосфильм» искал других режиссеров, которые могли бы завершить съемки. Андрей Кончаловский предложил брату — Никите Михалкову. Тот познакомился с материалом и сказал, что доснять не может, но согласен на оставшиеся деньги снять новый фильм на ту же тему. Кончаловский для него написал совсем другой сценарий, а на роль Ольги Воскресенской пригласили Соловей. Она вновь проходила пробы. Причем сцена объяснения с Потоцким, на ее взгляд, на пробах получилась лучше, чем в картине.
Елена Соловей вспоминает:
Фильм снимался легко, безответственно, хулигански…
Главным мотивом съемочная группа считала поездку в Одессу и возможность отдохнуть на море. Но в результате именно этот факт придал фильму легкое дыхание и некий флёр. Конечно, в картине звучит гениальная музыка Эдуарда Артемьева, оператор Павел Лебешев экспериментировал с необычными эффектами, но кино — всегда детище режиссера. Никита Михалков легко, шутя снял один из своих лучших фильмов.
«Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977)
В «Рабе любви» Елена Соловей уже носила под сердцем своего второго ребенка — сына Пашу. Поэтому когда Никита Михалков начал снимать «Неоконченную пьесу», актриса была уже кормящей матерью. Для нее семья всегда была важнее, поэтому от роли Софьи Егоровны Войницевой она отказалась. И уехала к мужу в Ленинград. Михалков пригласил в картину Наталью Лебле, с которой Соловей снималась в «Нечаянных радостях».
Но вскоре стало понятно — нужно что-то делать. Актрисы были внешне похожи, поэтому от Лебле ждали, что она будет такой же, как Соловей. Наталью даже частенько называли Леной. Решили, что нужно возвращать «оригинал». Никита Михалков написал Елене Соловей письмо, приглашая в картину и обещая создать все условия для кормления ребенка. Актрисе сняли квартиру в Пущино, куда приехала мама. Чтобы Соловей могла кормить малыша грудью, каждые три часа ее возили домой, делая перерывы в съемках.
Сегодня актриса вспоминает, как к назначенному часу ловила на себе взгляды режиссера:
Он смотрел на меня с ненавистью!
Зато фильм получился. Он стал одним из любимейших по произведениям А. Чехова.
«Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979)
Когда Елена Соловей уже знала, что будет запускаться новый фильм Н. Михалкова, ее утвердили на роль Миледи в х/ф «Д`Артаньян и три мушкетера». Никита Сергеевич сразу предупредил, что рассчитывать на главную роль в «Обломове» Соловей не стоит: для тетушки она еще молода, для Ольги — стара. И это при том, что актрисе едва перевалило за 30.
Елена Соловей не умела совмещать съемки сразу в нескольких проектах, так как всюду возила с собой детей, поэтому она согласилась на Миледи, рассчитывая на совсем крохотную роль у Михалкова. Но неожиданно режиссер передумал. Пробы с совсем юными актрисами показались ему неубедительными, поэтому он решил вновь сделать ставку на более возрастную Соловей, предложив ей роль Ольги.
Актрисе к тому времени уже сшили костюм Миледи, но ей очень хотелось сыграть у Михалкова. Тогда она пошла ва-банк. Предложила съемочной группе «Мушкетеров» вернуться к кандидатуре М. Тереховой, которая мечтала об образе Миледи. Если та свободна и согласится, то Елена Соловей будет очень рада. На что вскоре получила телеграмму такого содержания:
Ваше из ряда вон выходящее желание удовлетворено.
Тогда еще Елена Соловей не знала, на что подписывается. Роль Ольги оказалась очень трудной для нее. Она чувствовала себя измученной, опустошенной. Но следует признать, что все три работы Елены Соловей стали знаковыми в ее творчестве и творчестве Н. Михалкова. Ее до сих пор называют музой знаменитого режиссера.
Ведущая поинтересовалась, как Е. Соловей относится к Н. Михалкову сегодня. Елена Яковлевна ответила, что не общается в режиссером уже 40 лет. Сегодняшнего Никиту Сергеевича она не знает. А тот был безусловно талантливым и необычайно обаятельным. К нему актриса испытывает только чувство благодарности.