У Александра Белявского было доброе, интеллигентное лицо. Такая внешность идеально подходила для перевоплощения в ученных, чиновников и представителей правоохранительных органов, но уж точно не для отрицательных ролей. Однако в 1979 году Белявский впервые сыграл злодея – рецидивиста Фокса в киноленте “Место встречи изменить нельзя”. Он был настолько харизматичен и правдоподобен, что вмиг стал кумиром для большинства кинолюбителей нашей страны.
В детстве Александр Белявский часто проводил время вместе со своей бабушкой Устиньей. Она читала для него книги, учила готовить, а также водила его в школу и на спортивные секции. Если бы не её советы и пристальное внимание к воспитанию, Саша, скорее всего, вырос бы бандитом. В столичном районе, в котором он жил, царила преступность. Парни и девушки с юности выпивали, дрались и грабили прохожих. К счастью, наш герой обходил таких людей стороной. Он прилежно учился и даже шёл на золотую медаль, занимался акробатикой, боксом и баскетболом, а в свободное время помогал семье с домашними делами.
В 1941 году – когда Белявскому было всего девять лет, он, подготовив рюкзак со спичками, сухарями и запасной одеждой, вместе со школьными друзьями пытался попасть на фронт втайне от родителей. Отважных мальчишек вовремя остановили, но их желание помочь стране не угасло. В будущем, после получения аттестатов, ребята вместе подали документы на геологоразведочный факультет. Война давно была позади, но многие города всё ещё нуждались в восстановлении. По распределению Белявский оказался в Иркутске. Некоторые работники по вечерам выступали в любительском театре за дополнительную плату, но нашего героя лицедейство на тот момент ни капли не интересовало. Первую роль он сыграл лишь для того, чтобы поддержать коллег, которым требовался ещё один актёр для роли Молчалина в постановке “Горе от ума”. Александр Белявский вспоминал: “Сложно в точности описать, что я испытал при первом выступлении. Я стал с Молчалиным одним целым. У меня были его мысли, его характер, его поведение”. С тех пор и он начал регулярно играть в любительском театре.
С годами театр настолько затянул Александра Белявского, что он решил уволиться с работы и получить актёрское образование. Его обучал Владимир Этуш, который был очень строг ко всем своим студентам, но, при этом, в отличии от других наставников, он разрешал сниматься в кино. Благодаря нескольким эпизодическим ролям, сыгранным в студенчестве, Белявский хорошо себя зарекомендовал. В тот же день, когда он окончил театральное училище, ему дали главную роль в фильме “Спасите наши души” и пригласили работать в Театр сатиры. Через три года актёр стал очень популярным в Польше. Помогла ему в этом картина “Прерванный полёт”, ради съёмок в которой он выучил польский язык. Вернувшись с чужбины, Александр Белявский предложил режиссёру родного театра снять киножурнал по мотивам историй из знаменитого юмористического польского журнала. Этот киножурнал впоследствии назвали “Кабачок “13 стульев””.
Когда Александру Белявскому предложили сыграть Фокса в фильме “Место встречи изменить нельзя”, он был уже известен всей стране своими ролями в: “Ирония судьбы, или С лёгким паром”, “Иду на грозу”, “Крах инженера Гарина”, “Большой Фитиль” и “И снова Анискин”. Актёр хотел попробовать сыграть какого-нибудь отрицательного героя, но рецидивист Фокс изначально ему совсем не понравился. Станислав Говорухин, режиссёр “Место встречи изменить нельзя”, позволил ему самому проработать персонажа. В итоге Белявский изучил всю доступную информацию о самой влиятельной столичной группировке 50-ых годов – “Банде высокого Блондина”, и добавил Фоксу по одному качеству от каждого члена банды. Таким образом, его персонаж получился авторитетным, умным, хитрым, жестоким и в то же время обаятельным.
Ещё до начала актёрской карьеры Александр Белявский близко общался с соседкой по дому Валентиной, а в 1955 году сделал ей предложение руки и сердца. Вскоре у них родился первенец Боря. Наш герой был невероятно счастлив, когда стал отцом, но его сына не стало в двухлетнем возрасте. Дело в том, что актёру вместе с супругой нужно было срочно уехать в другой город на пару дней, а ребёнка не с кем было оставить, поэтому пришлось нанять няню. Во время прогулки няня встретила знакомую, заговорилась и не увидела, как мальчик залез в пруд. В тот несчастный день Борис Белявский утонул. Пытаясь заглушить боль после потери сына, актёр решил усыновить ребёнка из детского дома. Его приёмного сына звали Андрей. Когда парню исполнилось двадцать лет, он узнал о том, что его усыновили и из-за этого ушёл из дома. По неподтвержденной информации вечером того же дня он наложил на себя руки.
В 1976 году в семье Белявского родилась дочь Надя. Актёр брал её на съёмки и гастроли, тратил на неё почти все заработанные деньги и каждый день ходил с ней на прогулки. Он отдавал дочери всю свою любовь, а жену, при этом, обделял вниманием. Когда отношения супругов совсем ослабли – они приняли решение развестись. До 2003 года актёр жил только с дочкой, а после у него появилась вторая жена, которую звали Людмила. Несмотря на то, что Александру Борисовичу было за семьдесят лет, в новой семье у него родилась ещё одна дочка. По словам жены актёра, он хотел заработать как можно больше денег, чтобы их хватило на образование и отдельные квартиры для детей. Он снимался без выходных сразу в двенадцати фильмах, и, скорее всего, из-за этого у него произошёл инсульт. Врачи быстро вернули Александра Борисовича к нормальной жизни, но сниматься так часто, как раньше – строго запретили. В последние годы он в основном занимался утеплением своего старенького дачного дома, доставшегося ему по наследству от родителей. В 2012 году актёра не стало. Следователи считают, что он намерено спрыгнул с пятого этажа дома, его дети уверены, что кто-то на него напал, а жена говорит, что у него просто остановилось сердце, когда он вышел подышать воздухом. Остаётся только гадать, что случилось с артистом на самом деле.