Он появился на свет 30 августа 1934 года в провинциальном городке Богородске и получил необычное имя Отто. Это было модное иностранное имя в те времена, когда «Интернационал» звучал на всех площадях. Кроме того, его отец, работавший журналистом в местной газете, был поклонником Отто Шмидта — известного полярника, возглавлявшего экспедиции к полюсу. Но вскоре началась война. И мальчика, с теперь уже вражеским именем Отто, стали звать Анатолием.
Образование
Сначала он хотел стать слесарем и даже закончил техникум по этой специальности. Но потом его захватила художественная самодеятельность, и он понял, что его призвание — актерское мастерство. Анатолий поехал в Москву, чтобы поступить в театральный вуз. Но его не принимали никуда три года подряд, что очень подрывало уверенность парня. Его таланты не оценили столичные преподаватели, хотя он мог удивить провинциальную публику.
Тогда Анатолий уехал в Свердловск, где его брат поступил на журналиста, и стал изучать актерское мастерство в театральной студии местного драмтеатра. После обучения он выходил на сцену в спектаклях, но никаких серьезных ролей ему не давали, а его талант требовал выхода.
Дебютом Солоницына в кино была главная роль в короткометражном фильме «Дело Курта Клаузевица». А потом наступил взлет его карьеры, и он стал настоящей звездой.
Съемки у Андрея Тарковского
Когда в 1966 году он ознакомился со киносценарием Тарковского «Страсти по Андрею», который был напечатан в журнале, то принял решение непременно ехать в столицу. Его манила эта работа не только как актера, но и как потомка иконописца. По воспоминаниям его брата, ради этой роли он был готов даже отдать жизнь, и, набравшись смелости, рискнул предложить свою кандидатуру.
После нескольких кинопроб за него поручился только Тарковский, который увидел в актере подходящий образ. Всем остальным он не понравился: ни съемочной команде, ни руководству киностудии, которые не хотели видеть на этой ответственной роли неизвестного актера, играющего слишком театрально.
Тогда Тарковский посетил реставратора Савелия Ямщикова, знатока древнерусского искусства и научного консультанта картины. Он показал ему фотокарточки всех кандидатов и поинтересовался: «Кто из них Рублев?». И тот без колебаний показал на снимок Анатолия.
И Солоницын оправдал все ожидания режиссера. Примечательно, что для того, чтобы достоверно выглядеть в сцене снятия обета молчания, он на самом деле не разговаривал месяц и даже пережал себе горло, чтобы в результате добиться глухого голоса и на озвучание не взяли другого актера.
После съемок в к/ф «Андрей Рублев» он надел на шею крестик и больше его не снимал, веря в Бога по-своему, без церкви. И это было именно то, что нужно Тарковскому для очередной роли Солоницына в «Сталкере».
Андрей Тарковский требовал от своих исполнителей полного погружения в роль и безоговорочного подчинения его замыслу. Так, на съемках «Сталкера» актеры испытали все тяготы и опасности: они бродили по заброшенной гидроэлектростанциии в грязном месиве и дышали сырым воздухом; они повторяли один и тот же эпизод десятки раз, пока Тарковский не получал нужный кадр; они выслушивали критику и недовольство режиссера по поводу сценария, который он хотел сделать более отрешенным, и по его указанию сценарий переписывался много раз.
На съемочной площадке царила напряженная атмосфера: Алиса Фрейндлих теряла сознание от усталости, Александр Кайдановский утопал свое раздражение в спиртном и ввязывался в драки, операторы менялись один за другим. Но Солоницын не жаловался и не спорил, он верил в своего режиссера и следовал за ним как за проводником.
Также он снялся в его фильмах «Солярис» и «Зеркало».
О личном
Актер нашел свое счастье только в третьем браке. Его первая жена работала гримером, но семья долго не продержалась.
В следующий раз он женился на актрисе Ларисе Сысоевой. Их брак продлился 15 лет и подарил им дочь Ларису. Она стала киноведом и возглавила Музей кино.
Актер был любящим отцом для своей дочери. Она отмечала особенные интонации его голоса, такие же, какие он использовал в к/ф «Андрей Рублев» в сцене с маленькой княжной. Отец часто читал ей перед сном слова своих героев, это было лучше любой сказки. А самыми убаюкивающими были тексты из Бориса Годунова — Солоницын готовился к этой роли в спектакле очень серьезно. Дочь также рассказывала, что ее отец был крайне общительным и шутливым и дома часто собирались компании из его друзей-актеров. Еще актер много лет занимался живописью и дарил свои работы друзьям.
С последней женой Светланой он познакомился на съемках «Сталкера», где она была гримершей. Как рассказывал ассистент Тарковского, за время работы над фильмом Солоницын успел не только завести роман с Светланой, но и жениться на ней и стать отцом мальчика Алексея. А съемки все еще не заканчивались. Супруги прожили пять лет в любви и радости.
Последние годы
Актер успел сняться еще в 12 фильмах и исполнить заветную роль Достоевского, ради которой он был даже готов сделать пластическую операцию.
Как-то раз во время съемок он получил тяжелую травму, а когда он попал в больницу, то выяснилось, что у него запущенный рак легкого. О настоящем диагнозе актеру не сообщили, а он не хотел показывать свое отчаяние и сохранял мужество, говоря всем, что у него радикулит.
В последний период он находился дома. Андрей Тарковский за все время навестил его всего раз. Актер ждал его с нетерпением. Ведь уже был одобрен сценарий к/ф «Ностальгия», где он должен был играть главную роль, и он надеялся, что сможет найти силы и поехать на съемки в Рим.
Когда актер узнал, что Тарковский уехал и фильм снимается с Олегом Янковским, это стало для него большим потрясением. Он больше не в силах был подняться и, разочаровавшись в своем учителе и главном режиссере, велел жене убрать его портрет со стены, промолвив: «Он выпил у меня всю кровь». Актера не стало 11 июня 1982 года, а Тарковский ушел из жизни через четыре года от такого же заболевания.
За 47 лет Анатолий Солоницын исполнил 45 ролей. Но самые дорогие ему были роли Андрея Рублева и Писателя из «Сталкера».